«Фейки», «действия» и «призывы»

Уголовное наказание за «фейки», «действия» и «призывы»: разбор российского интернет-издания «The Bell»

4 марта Государственная дума и Совет Федерации рассмотрели и одобрили в один день проект поправок в Уголовный кодекс РФ, которыми вводятся штрафы и уголовная ответственность за «публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации», «публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности», а также за призывы к санкциям против РФ. В этот же день данный законопроект был подписан президентом РФ Путиным. Об основных положениях данного законопроекта, а также о том, чем его применение может грозить гражданам на практике — по материалам российского интернет-издания «The Bell».

 

Наказание за «фейки»

УК РФ дополняется новой статьей — 207.3 «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ. Закон принят «в целях защиты интересов РФ и ее граждан». Наказание за его нарушение — штраф в размере от 700 тысяч до 1,5 млн рублей и лишение свободы на срок до 3 лет.

Если «заведомо ложная информация» («фейки») распространялась с использованием служебного положения, организованной группой лиц, «с искусственным созданием доказательств обвинения», из корыстных побуждений, по мотивам ненависти и вражды, то штраф возрастает на сумму от 3 до 5 млн руб., а срок лишения свободы увеличивается до 5—10 лет. Если распространение «фейков» повлекло тяжкие последствия, срок лишения свободы составит от 10 до 15 лет.

 

Наказание за «публичные действия»

УК РФ дополняется новой статьей 280.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ...». В тексте законопроекта отдельно уточняется, что под публичными действиями понимаются и публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных сил РФ «в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания мира и безопасности». В теории, речь может идти о возможных акциях протеста (публичные действия) или лозунгах — например, «Нет войне» (публичные призывы).

За первый эпизод публичных действий по «дискредитации» использования российских ВС, включая «призывы», грозит административный штраф до 50 тысяч рублей для граждан и до 500 тысяч рублей для юрлиц.

За второй эпизод в течение одного года грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей, арест на срок от 4 до 6 месяцев или же лишение свободы на срок до 3 лет.

Если публичные действия по «дискредитации» российских ВС, включая «призывы», повлекли смерть по неосторожности и/или причинение вреда здоровью граждан/имуществу, «массовые нарушения общественного порядка/безопасности» или создали помехи работе объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, банков, объектов энергетики, промышленности, связи, то штраф возрастает до 300 тысяч — 1 млн рублей, а срок лишения свободы — до 5 лет.

 

Наказание за «призывы к санкциям»

Глава 29 УК РФ дополняется статьей 284.2 «Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении РФ, граждан РФ или российских юрлиц». Речь идет о призывах к введению или продлению политических или экономических санкций против России, российских граждан или российских компаний.

За первый эпизод призывов к санкциям грозит административный штраф до 50 тысяч для граждан и до 500 тысяч для юрлиц.

За второй эпизод в течение одного года грозит штраф до 500 тысяч рублей, арест на срок до 6 месяцев, лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 200 тысяч рублей.

 

Что еще важно знать

3 марта Генпрокуратура РФ заявила, что, участвуя в «несанкционированных антивоенных акциях» россияне могут быть «вовлечены в деятельность радикальных организаций, участие в которых влечет за собой уголовную ответственность по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ (участие в деятельности экстремистской организации)». Наказание — штраф до 600 тысяч рублей или лишение свободы сроком от 2 до 6 лет.

Кроме того, Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, позволяющий прокуратуре получать доступ к персональным данным не только в рамках надзора, но и при выполнении других функций.