Все ближе к богу и подальше от реальности

Представители правящей в стране политической группы не упускают возможность укрепить свое господствующее положение посредством религии и альтернативной истории.

Так, из сообщений средств массовой информации стало известно, что в строящемся главном храме Вооруженных сил РФ появятся мозаичные изображения президента Путина, министра обороны Шойгу, спикера Совета Федерации Матвиенко, председателя Госдумы Володина, секретаря Совбеза Патрушева, а также ряда других «ключевых фигур».

Кроме того, в интерьерах храма появится композиция, посвященная московскому Параду Победы 1945 г., где, помимо прочего, присутствует портрет генералиссимуса СССР И.В. Сталина, якобы поднятый кем-то из участников торжеств.

Как пояснил СМИ председатель художественного совета по строительству храма протоиерей Л.Калинин, «изображение на стенах храмов исторических событий и исторических личностей является традицией». Причем в случае с Путиным и Ко данная традиция прямо наследуется из многолетней истории РПЦ.   

«Исторически, – пояснил священнослужитель, – начиная с 12-го века, а кое-где и раньше, например, в Софии Константинопольской, бывали изображения лиц непрославленных в лике святых, которые играли роль в истории или в создании храма. Например, в Софии Константинопольской было изображение императора Михаила, царицы Евдокии, которые были жертвователями реконструкции храма в этот исторический период. Изображения также присутствуют и на иконах». Правда, кем именно являются указанные персонажи из числа высшей буржуазной власти РФ – жертвователями или императорами и сановными владыками – священник не пояснил.

Известно другое: действующий президент, министры и главы Федерального Собрания изображены на мозаичной композиции, посвященной такому важнейшему «символу веры» существующего режима как возвращение Крыма в состав России. Примечательно, правда, что называется данная композиция куда более откровенно и, прямо скажем, «по-державному» – «Бескровное присоединение Крыма в 2014 году». (Заметим, именно «присоединение»!)

Что же касается композиции «Парад Победы», то она, как пояснил Калинин, «изображалась по фотографии» и «на ней в кадре на заднем плане изображен верховный главнокомандующий Советской Армии в 1941–1945 годах». А так как слов, т.е. Сталина, из песни не выкинешь, то «пришлось» исторической правды ради его (Сталина) изображение все-таки сохранить. Правда, священник тут же оговорился, и после этой оговорки (так же как и из просочившихся в СМИ эскизов будущих мозаичных панно) никаких сомнений в подлинных мотивах неожиданного «компромиссного» появления руководителя ВКП (б) в композиции храма возникать не должно.

«Он (И.В. Сталин. – ред.) изображен там один, хотя на исторической фотографии, – пояснил протоирей, – было еще много других членов Политбюро и высшего военного совета (вероятно, имеется ввиду ГКО. – ред.)».

Вполне естественно, представитель РПЦ предпочел деликатно не вспоминать, что в реальности никаких портретов Верховного главнокомандующего солдаты-победители по Красной площади, конечно же, не несли (это, скорее, неизменная и пока что несбыточная мечта действующего президента РФ, касающаяся его собственной персоны). Если же говорить о портретах, то в строгом убранстве Красной площади 24 июня 1945 г. их было всего два – В.И. Ленина и И.В. Сталина, и они, на фоне победных советских знамен, были размещены на здании ГУМа, изображение которого на указанной мозаике попросту отсутствует.           

Что же касается Сталина, равно как и всего военно-политического руководства СССР, не случайно «выпавшего» из контекста композиции в главном храме Вооруженных сил РФ, то они на всем протяжении исторического Парада Победы располагались не где-нибудь, а на трибуне Мавзолея В.И. Ленина, с которой, кстати, принимавший Парад маршал Советского Союза Г.К. Жуков обратился с торжественной речью к гражданам и воинам победившей страны.

Вполне закономерно, что главный атрибут Парада Победы – Мавзолей В.И. Ленина, к подножью которого как раз и низлагала знамена Вермахта Красная Армия, сознательно исключен из указанной композиции, а сама композиция призвана «декоммунизировать» и деидеологизировать Победу СССР в строгом соответствии с нынешними политическими установками правящего в России антисоветского режима. Подобная подмена должна намертво «связать» вконец деидеологизированную, а потому абстрактную Победу с победами «исторической России», а оттуда – прямиком с Путиным и Ко.   

Интересно при этом, что председатель художественного совета по строительству храма счел важным особо подчеркнуть, что изображение первых лиц правящего в стране режима, запечатленных в главном храме ВС РФ, «делалось… без согласования с этими лицами, а именно на основании исторических данных» и «по решению художественного совета». Правда, если учесть, каким ведомством курируется данное строительство, объявленное едва ли не «ударным» и «эпохальным», то подобное утверждение протоирея выглядит, мягко говоря, наивным – если не сказать больше.  

Напомним, что о начале строительства Главного храма Вооруженных сил РФ Минобороны объявило в сентябре 2018 года. Как было заявлено, по высоте данное сооружение должно стать третьим православным храмом мира, уступая лишь Храму Христа Спасителя (103 м) и Исаакиевскому собору (101,5 м). Открытие храма запланировано на 9 мая 2020 года – к 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

Артём Корчагин