Владимиру Маяковскому, человеку и монументу

В серии «Библиотечка движения ″Трудовая Россия″» вышло издание, посвященное 130-летию поэта Владимира Маяковского, а точнее — двум скульптурным изваяниям поэта революции, наиболее известным жителям московского столичного региона. Первое из них, вот уже более полувека стоящее на одноименной (временно переименованной в Триумфальную) московской площади, в этом году тоже «отпраздновало» свой юбилей — со дня его открытия 29 июля 1958 г. исполнилось ровно 65 лет. Второй памятник Маяковскому расположен в символическом для всех ценителей творчества Маяковского месте — на Акуловой горе в подмосковном Пушкино.

Именно пушкинскому, менее известному чем московский, памятнику В. В. Маяковского, согласно задумке авторов, как раз и должно было быть посвящено настоящее издание. Однако в результате, в процессе сбора и подготовки материала к печати, вместо одной получилось сразу две взаимодополняющих друг друга статьи. Вызвано это было целым рядом причин. Например выяснилось, что хотя информация о московском памятнике содержится во многих справочных изданиях, наиболее важные сюжеты, связанные с его историей, всегда оказывались недосказанными. Почему конкурс на лучшее скульптурное изваяние певцу революции длился долгих 23 года? Какую роль в судьбе будущего памятника мог предположительно сыграть И. В. Сталин и как повлияла на исход конкурса позиция сестры поэта Людмилы Маяковской? Наконец, какой идейный смысл вкладывали в данную скульптурную композицию инициаторы перепланировки площади Маяковского, и какую эволюцию прошла сама идея увековечивания образа поэта за годы её реализации?

Что же касается «пушкинского» Маяковского, то здесь вопросов было не то, что не меньше — о нем, по сути, не было толком известно практически ничего. Начиная с вопроса об авторстве памятника и кончая датой его появления в Пушкино. Причем, если о московском монументе поэту информацию приходилось собирать по крупицам, но всё-таки из доступных открытых источников — главным образом периодической печати 1930-1950-х гг., мемуаров или интервью, так ли иначе имеющих отношение к данной теме, — то о памятнике в Пушкино корректной информации практически не было. Были в основном предположения и догадки, которые транслировать бесчисленное количество раз в СМИ, но, по сути, никакого серьёзного подтверждения не имели. Поэтому история, связанная с появлением памятника Маяковскому в Пушкино — причем не просто с установкой, но и с его созданием, — представляет безусловный интерес как с точки зрения краеведения, так и вопросов посмертного увековечивания образа великого советского поэта вообще.  

По вопросам приобретения и распространения обращаться на trudross@yandex.ru