Страсти по «Троице»

Как «русофобы»-большевики русскую «Троицу» спасали

Знаменитую икону Андрея Рублева «Троица», написанную в XV веке, которая считается одним из главных творений русского иконописного искусства, вывезли из Третьяковской галереи. По инициативе руководства РПЦ ее доставили в Троице-Сергиеву лавру. Там она будет находиться несколько дней во время проведения религиозных торжеств. Как сообщил ряд российских СМИ, это произошло несмотря на категорическое несогласие многих специалистов музея.

Дискуссия о возможности временного перемещения «Троицы» в лавру шла давно, целый ряд российских искусствоведов выступали с возражениями по этому поводу, называя такое перемещение «практически смертельным» для исторического памятника. Ведь при любом изменении температуры, влажности и тряски во время перемещения могут начаться процессы осыпания краски и в целом необратимые изменения очень древнего предмета. Однако лоббистские возможности церковного начальства в современной России оказались сильнее.

Конечно, знаменитый памятник искусства жалко. Но спрашивается — а какое дело современным коммунистам до этого скандала? У нас иных проблем нет? Но если вспомнить историю, дело оказывается есть.

До революции 1917 года «Троица» находилась в Троице-Сергиевой лавре и ее состояние к тому времени было достаточно плачевным. После революции, распоряжением Советского правительства, она была передана для реставрации в только что учреждённые Центральные государственные реставрационные мастерские. Как пишут самые разные авторы, именно после реставрации 1918 года стало возможным максимальное приближение иконы к состоянию XV века. Реставрационные работы велись с ноября 1918 года по январь 1919 года И. И. Сусловым, В. А. Тюлиным и Г. О. Чириковым.

Нужно ли напоминать, какое это время? В стране идет гражданская война, голод, разруха. У власти же, по мнению современных «патриотических» публицистов, находятся антинациональные силы, русофобы, «жидобольшевики». Ну или по мнению либеральных публицистов - враги культуры, «шариковы», установившие диктатура быдла. И вот эти самые люди находят возможности для реставрации и сохранения знаменитой русской иконы?

Да, победивший русский пролетариат отнюдь не был той серой массой, как ее изображают лживые пропагандисты. Передовые рабочие прекрасно понимали значение образования, культуры и искусства. Стоит напомнить, что уже 7 ноября 1917 года Петроградский военно-революционный комитет счел крайне необходимым назначить комиссаров по защите музеев и художественных коллекций. Конечно, в полуграмотной крестьянской стране в те годы случалось всякое. «Почему дырявят древний собор? — писал Александр Блок в знаменитой статье «Интеллигенция и революция» в январе 1918 года. — Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой».

Надо добавить, что реставрация «Троицы» началась по инициативе Комиссии по раскрытию древней живописи в России при Народном комиссариате просвещения, который возглавлял Анатолий Луначарский. А одним из ее организаторов был Игорь Грабарь, в будущем академик и лауреат Сталинской премии. Он использовал появившиеся возможности для выявления и сохранения произведений древнерусской живописи. Например, на первом же заседании Грабарь внес предложение об «изысканиях по отысканию фресок А. Рублева в Спасо-Андроньевом монастыре». В самые трудные годы экспедиции сотрудники комиссии отправлялись в старинные русские города, результатом их труда был огромный научно-художественный материал, большое число расчищенных икон, описания и фотографии памятников. Что касается иконы Андрея Рублёва «Троица», то она поступила на хранение в собрание Государственной Третьяковской галереи в 1929 году. Останься она просто предметом религиозного культа в церкви, ее скорее всего ждала бы печальная участь.

В заключении нужно вспомнить еще один примечательный факт. В 1918 году, несмотря на разгоравшуюся гражданскую войну, Советом народных комиссаров был подготовлен план монументальной пропаганды, включавший список 50 памятников, которые собирались установить «великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства». По объективным причинам, полностью этот план реализовать не удалось.

И вот в этом документе, подписанном лично Владимиром Ильичом Лениным, под первым номером среди художников идет именно русский иконописец Андрей Рублев. Какая изощренная русофобия со стороны вождя мирового пролетариата! Особенно анекдотично на этом фоне выглядит тот факт, что РПЦ канонизировала своего самого знаменитого иконописца лишь в 1988 году, во время перестройки.

Ну а сейчас, во времена «духовного возрождения», рядовым верующим остается лишь молиться, чтобы желание руководства РПЦ показать, кто в доме хозяин, не привело к утрате ценнейшего памятника истории и культуры. Памятника, который как ни крути, спасла именно диктатура пролетариата.

Автор — журналист, историк, активист карельского отделения партии «РОТ-Фронт»

Александр Степанов