Смерть Олимпиады: кому нужен её труп?

Олимпиада в Токио ещё раз показала: олимпийского движения по факту нет. Но коррумпированная бюрократия будет до последнего его имитировать.

 

Олимпийская парабола

Московская олимпиада в 1980 году. Это был пик могущества СССР, пик могущества западной технологической цивилизации и пик олимпийского движения. Люди следили за соревнованиями с замиранием сердца, знали все расписания — кто когда будет выступать. Это был настоящий грандиозный мировой праздник спорта.

Но когда на закрытии огромный олимпийский мишка улетал на шариках в чёрное небо никто не даже думал, что это от нас уходит не конкретная олимпиада, а всё олимпийское движение. После этого, сначала очень медленно и незаметно, потом быстрее, популярность олимпиад стала сходить на нет, а их лживость и политизация, наоборот, расти.

Началось всё с того, что на определённом этапе все спортсмены во всех странах поняли: без допинга дальнейший рост достижений невозможен в принципе. И тогда спорт превратился, по сути, в национальные соревнования химиков — кто придумает лучшие препараты для повышения силы и выносливости, та команда и победит.

Допинг использовали все, нагло и повсеместно. Все знали, как им пользоваться и как можно без труда обманывать антидопинговые проверки. Но при этом существовал как бы мировой консенсус молчания: разглашение было невыгодно никому, поэтому все и молчали.

 

Унижение Российской Федерации

И так длилось вплоть до начала XXI века, когда США окончательно подмяли под себя международные спортивные структуры и стали беззастенчиво ими пользоваться как своим политическим инструментом. Они поломали мировой допинговый консенсус: отныне только в Вашингтоне решали кому можно применять допинг, а кому нельзя.

И конечно же, главной жертвой этой политики стала Российская Федерация. И что она сделала в ответ? Вместо того, чтобы разоблачить грязную олимпийскую кухню и громко хлопнуть дверью, российские спортивные чиновники стали вымаливать прощение, соглашаться на любые самые унизительные условия лишь бы не потерять кормушку.

Кормушку для себя они сохранили, но после того, как российским спортсменам запретили использовать государственную символику спорт высоких достижений в РФ стал, по сути, нелегитимным. Ибо основой его существования всегда был патриотизм. Гражданам власти объясняли, что огромные деньги из их налогов тратятся на спортсменов, которые «отстаивают честь страны».

В пропаганде работала негласная формула: чем больше команда государства завоёвывает олимпийских медалей, тем это государство авторитетнее. Тезис весьма спорный сам по себе. Но он был принят обществом. И так это работало до тех пор, пока сборная России не превратилась сначала в сборную OAR, а теперь в сборную ROC.

И тут стало явным то, что и раньше не было секретом, но никто не хотел об этом думать. Оказывается, спортсмены-то выступают совсем не «за Родину», а за деньги. То есть олимпийское спортивное движение — это преступный сговор коррумпированных чиновников и спортсменов-профессионалов с целью извлечения нетрудовых доходов. Тем, кто уже рвется к клавиатуре доказывать, что спорт — это великий труд, отвечу: труд имеет конкретный, полезный для общества результат. А спорт — это просто физические усилия, которые тратятся впустую.

 

Олимпиада и коронабесие

Начавшаяся в 2020 году глобальная перестройка под видом пандемии коронавируса вбила последний гвоздь в гроб олимпийского движения. То, что происходит сейчас в Японии и олимпиадой уже сложно назвать. Она уже никому неинтересна, никого ни на что не вдохновляет и вызывает лишь чувство недоумения.

На дворе 2021 год, но проходящее сейчас называется «Олимпиада-2020». Зрителей нет, остальные — в нелепых для спортивного мероприятия масках, в том числе спортсмены. Неудивительно, что нынешняя олимпиада стала самой убыточной в истории — перерасход в 2,5 раза. Это, в свою очередь, вызывает оправданное недовольство у японцев, которые вынуждены терпеть непонятно зачем такие убытки на фоне и так далеко не блестящего состояния экономики.

Церемония открытия — главное шоу, которое ранее привлекало даже тех, кто был равнодушен к соревнованиям. В США открытие смотрело зрителей на треть меньше, чем прошлое в Рио-де-Жанейро. С былыми олимпиадами даже не сравниваем.

Вот как это красочно описывает Максим Равреба: «Олимпийские игры, которые давно политическая порнуха с резиновыми женщинами, собачья выставка и гигантская прачечная по отмыву бандитского бабла, должны были однажды сыграть в ящик. Открытие напоминало ритуал чёрной мессы на заброшенном кладбище. В зловещей пустоте, шли костюмированные команды в масках, на которых фломастером были нарисованы улыбки клоуна Пеннивайза. И всё это — для 60 тысяч пустых мест на трибунах».

О чём говорить, если даже президент Toyota, крупнейшего спонсора Олимпиады, Акио Тоёда отказался посещать церемонию открытия олимпиады, чтобы — внимание! — не испортить себе репутацию ассоциацией бренда Toyota и своего личного бренда с Олимпийскими играми.

 

Олимпиада и Украина

В 1996 году на Олимпиаде в Атланте Украина вошла в десятку самых спортивных стран мира, заняв в общем медальном зачете 9-е место. По сути, это был прощальный привет советского, густо замешанного на идеологии, спорта. С тех пор украинский спорт стабильно деградировал, придя к нынешнему состоянию: 55-е место в командном зачете Олимпийских игр, ноль золотых медалей, ноль серебряных.

Вместе с тем ничего трагичного в этом на самом деле нет. Так вышло, что социальные процессы на Украине опережают российские и, можно сказать иначе, более адекватны общемировым.

Спорт высоких достижений в целом и олимпийское движение в частности исчерпало себя. Это пережиток эпохи модерна, и в новую этику всё это явно не вписывается. Украинцы, в отличие от старомодных русских с их триумфами воли, тонко чувствуют дух времени. Мир перевернулся, и теперь деньги и привилегии достаются не сильнейшим, а тем, кто убедительнее изобразит из себя жертву. И кто скажет, что Украина не преуспела в этом?

* Мнение автора не всегда может совпадать с мнением редакции сайта «ТР»

Автор — главный редактор интернет-издания «Монитор UA»

Владимир Бондаренко