Самоорганизация как панацея от одиночества

На правах дискуссии: Самоорганизация в профсоюз и инициативные группы как средство борьбы с произволом на местах и на рабочем месте

Современное российское общество часто в социологических диспутах называется атомизированным. И для этого есть все основания: россияне в обычной жизни демонстрируют слабую способность к тому, чтобы отстаивать собственные права.

Периодически россияне показывают способность к объединению правда чаще всего именно к ситуативному, как правило, против мелких конкретных неприятностей, однако сразу после того, как проблема разрешается (встреча и диалог с лицом, принимающим решение), потенциал дальнейшей борьбы затухает.

В чем же дело? Можно ли объединить людей, пробудив в них низовую и гражданскую солидарность, ведущую к созданию профсоюзов, НКО и других общественных объединений?

Как мы разделились и зачем? Атомизация общества порождена несколькими причинами, одна из которых — цифровизация и перестройка сферы услуг.

В ходе перехода к информационному обществу, одним из признаков которого является индивидуализм (общество мозаичной культуры Молля) традиционные трудовые коллективы и институты индустриального общества (как и государства) стали распадаться и слабеть. Индивид, освободившись, стал думать либо о своем отчуждении и бежать от него, либо же объединяться, но на иной почве — почве субкультурности. Уход от отчужденности описан Фроммом в «Бегстве от свободы» и «Анатомии человеческой деструктивности» — автор назвал его реакцией на отчужденность человека и тем, что технотронная среда способствует лени и пассивности.

Английский социолог К. Крауч назвал такой процесс «постдемократией». Офисный планктон и сфера услуг ввиду их замкнутости демонстрируют меньший, едва ли не нулевой, потенциал к самоорганизации и объединению в профсоюзы, нежели классический пролетарий.

Автоматизация, продолжающаяся поныне, стала жестко перекраивать сферу услуг, отменять маленькие магазинчики, разнообразный посреднический бизнес и целые профессии. Дистанционная занятость в период пандемии covid-19 также не очень способствовала чувству солидарности. «Простой» российский человек  ощущает высокую неопределенность будущего и опасность состояния, в котором живет. Он всегда один, его не прельщает никакая идея.

Такое безыдейное положение иллюстрирует вышедший в 2005 году фильм «Пыль» (режиссер Сергей Лобан), один из героев которого произносит: «Идеалов нет у современной молодежи. Вы посмотрите, что на улицах творится — реклама и торговля. Торговля и опять реклама» .

Ученые печально сообщают: в ответ на очередной, невиданный и стрессовый виток экономической и социальной модернизации из глубин народной памяти вернулись ультратрадиционализм, неоязычество и магическое мышление — как ответ на неопределенность положения, отсутствие решимости повлиять на свое положение и одиночество.

Такое положение — сигнал всем демократическим левым силам: необходима самоорганизация людей на основе доверия и объяснения того, что лишь объединяясь и солидаризируясь (в профсоюз или инициативную группу) изолированный бытом и государством индивид сможет подняться над собственным «Я» и выйти за рамки серого существования и неспособности повлиять на судьбу своего предприятия, фирмы, района, города, страны и мира в целом.

Главными инструментами являются профсоюзные и инициативные группы. В первую очередь, у любой подобной общественной организации должна быть ясная и четкая цель, сфера специализации и налаживание контактов с иными смежными организациями.

И тогда главная цель — объединение, помощь другим трудящимся, а значит и самому себе, посредством изменения окружающей нас действительности — станет достижимой, понятной и легкой.

Автор — политолог, общественный деятель

Сергей Кухарец