Президент и его кумиры

СМИ: Президент Владимир Путин 5 июня принял участие в открытии памятника императору Александру III в Гатчине. Он возложил к монументу букет роз и назвал эпоху правления Александра III «гармоничным сочетанием технологических, промышленных и государственных изменений с верностью национальным традициям и культуре».

С некоторым запозданием вспомнил одну цитату:

Kазалось, невозможно даже представить себе, чтобы палач, кретин и мракобес обратился в положительного героя, но невозможное стало возможным: сегодня у наших ученых, литераторов, кинематографистов Александр III в моде как «земной пастырь миллионов» и «самый ″народный монарх″, излучавший «совершенно выдающееся благородство» и «неисчерпаемую доброту», эдакий «Герой-Отец», которого Никита Михалков всенародно, через Центральное телевидение, объявил своим «любимым национальным героем» и сам любовно изобразил его в собственном фильме «Сибирский цирюльник».

А ведь что представлял собою Александр III в действительности — как монарх и человек? Громадный и неуклюжий, с доисторическими манерами («бегемот в эполетах», по выражению лично знакомого с ним А.Ф. Kони), колосс в физическом отношении, этот царь был пигмеем в отношении умственном. Наследником престола он стал неожиданно, уже в зрелом возрасте (20 лет), после смерти старшего брата Николая. Поэтому к царским занятиям его своевременно не готовили, а сам он учиться не любил и до вступления на трон не осилил даже ни орфографию, ни пунктуацию, писал с диковинными ошибками («идеот», «а вось», «будь-те», «при дерзския»), а знаков препинания вообще не признавал, кроме восклицательных, которые он вбивал, как гвозди, по два-три-четыре кряду.

Воспитатель Александра III профессор Московского университета А. И. Чивилев «ужаснулся», когда его 20-летний воспитанник был объявлен наследником престола. «Я не могу примириться с мыслью, что он будет управлять Россией», — признался тогда Чивилев в раз говоре с профессором K. Н. Бестужевым-Рюминым. Кстати, «пришел в ужас», узнав о том же, далеко не такой, как Чивилев, интеллектуал — начальник императорской Глав ной квартиры генерал-адъютант О. Б. Рихтер.

Оно и понятно. Став императором, Александр III продолжал шокировать, а то и «ужасать» своим тупоумием даже преданных ему сподвижников и почитателей: «слабоумный монарх», «умственное его развитие стояло очень низко», «вахлак» — «ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования»...

Лев Толстой в полном согласии с фактами определил все его царствование как «глупое, ретроградное»: Александр III пытался «вернуть Россию к варварству времен начала столетия», вся его «постыдная деятельность виселиц, розг, гонений, одурения народа» вела этому. Так же, в принципе, оценивали правление Александра III П. Н. Милюков, K.А. Тимирязев, В. И. Вернадский, В. Г. Kороленко, А. А. Блок (несравнимо более авторитетные и осведомленные, чем бохановы и Kº), а М. Е. Салтыков-Щедрин увековечил режим «кровожадного маньяка всея Руси» в образе «Торжествующей свиньи», которая «кобенится» перед Правдой и «чавкает» ее.

Могла ли быть у такого режима иная судьба, нежели та, которая неотвратимо вела и, — при незадачливом сыне ретроградного отца, — привела его к полному краху. Нет, не могла.

Николай Троицкий. Из книги «Софья Львовна Перовская. Жизнь. Личность. Судьба».

Автор — карельский журналист, блогер, активист партии «РОТ-Фронт»

Александр Степанов