Объективно полезная книга

Источник: страница автора в Facebook

Намедни дочитал Захара Прилепина «Есенин: Обещая встречу впереди». Автор для многих — человек неоднозначный, и не только как политик, но и как писатель (У Клима Жукова есть замечательный и саркастический обзор «Обители» — «Зулейха на Соловках»). Но как биограф Прилепин хорош, это видно по его «Взводу». Биография Есенина тоже не разочаровала.

Отдельно замечу, что Прилепину, на мой взгляд, удалось в нормальном тоне описать все скандальные моменты в личной жизни Есенина, в которой было все… Вообще все… А с точки зрения идеологии у меня было бы много возражений, если бы не успел прочитать негодующий отзыв одной дамочки: «В книге сильная поэтизация большевизма и большевиков — как честных, сильных, прямых, очень правильных людей… 1000 страниц посвящены двум главным задачам: доказать, что Есенин удавился и что он был насквозь «советским».

Да! Как бы не относиться к Прилепину, в его книге:

1. Доказательства того, что Сергей Есенин был СОВЕТСКИМ поэтом. Советским в разной степени, не без неприятия тех или иных моментов в тогдашней жизни страны. Но никогда он не был антисоветским. Осенью 18 года Есенин даже пишет заявление в РКП(б). Как пишет Прилепин, время для этого выбрал самое тяжелое: «Победа Белой армии означала для него только один финал: его или торжественно повесили бы на Красной площади вместе с коммунистом Клюевым или, не очень задумываясь, пристрелили бы вместе с Мариенгофом, поставив к стенке на углу Богословского».

Да, при победе белых великий русский поэт Сергей Есенин был бы 100-процентно казнен. Показательный факт, который стоит запомнить.

2. Отношение руководства большевиков к Есенину, несмотря на его критику, никогда не было враждебным. Никакие официальные лица никогда конкретно против Есенина публично не выступали. Какую-то положительную роль в его судьбе сыграли и Луначарский, и Дзержинский, и Троцкий, и Киров. О том же сразу после смерти Есенина скажет Демьян Бедный: «Такое ему спускали: ахнуть можно. Меня десять раз из партии выгнали бы… А его холили вот, берегли».

Или про уже 1925 год: «Переговоры с Госиздатом, наконец, завершились. Есенин заключил договор на собрание сочинений: десять тысяч строк, по рублю за строку, аванс две тысячи, далее — по тысяче рублей в месяц… Средняя советская зарплата по стране составляла тогда 46 рублей. Квалифицированный инженер получал 200 рублей, директор завода — 300. Для партийных работников был установлен максимум в 175 рублей. Так Советское государство обходилось с поэтом Есениным: как иногда пишут, со света сживало».

3. В конце книги подробный разбор перестроечных и современных шизофренических версий об «убийстве» Есенина: «То, что Есенин покончил жизнь самоубийством, было очевидно для всей его родни, для всех его коллег по ремеслу, для приятелей и товарищей, для наблюдавших за ним и любивших его поэзию, для вождей, наконец. Никто из милиционеров, врачей, судмедэкспертов, фотографов, работавших в тот день, никогда письменно не зафиксировал никаких своих сомнений. При их жизни ни один их знакомый в разговорах с ними никаких сомнений не слышал и не записал. В самоубийстве Есенина не сомневались Анна Изряднова, Зинаида Райх, Екатерина Эйгес, Надежда Вольпин, Галина Бениславская, Айседора Дункан, Софья Толстая. Не сомневались его сёстры Катя и Шура….

Знаете, когда впервые — по крайней мере, публично — усомнились в России? Примерно шесть десятилетий спустя. Ещё раз перечитайте — это важно; а то вдруг пробежали глазами, не обратили внимания, не поняли, что написано.

Шесть десятилетий спустя.

Когда существенно померкли воспоминания о есенинской жизни, о его пьянстве, скандалах, разводах, муках, брошенных детях, страстях, маниакальных припадках и хронических суицидальных настроениях.

Перед нами — один из нелепых казусов в истории русской словесности».

Так что книжка Прилепина в наше время объективно полезная.

На фото: торжественное открытие памятника русскому поэту А. В. Кольцову у Китай-городской стены в Москве. Председатель Президиума Исполкома Моссовета Лев Каменев предоставляет слово Сергею Есенину. Ноябрь 1918 г.  

Автор — карельский журналист, историк, активист партии «РОТ-Фронт»

Александр Степанов