Неслучайное «прозрение» господина Грефа

«Технокоммунизм» или «санитарный социализм»?

Герман Греф, глава Сбербанка, капитан цифровизации в России и виднейший «системный либерал», на панельной сессии Сбербанка на ПМЭФ «Архитектура постковидного мира» неожиданно предрёк грядущее торжество «технокоммунизма». Отметив, что пандемия значительно обострила накопленные за последние десятилетия противоречия, Греф заявил, что появилась-де новая точка зрения.

По мнению Грефа, «очень популярная одно время социалистическая или коммунистическая идея» рухнула из-за двух вещей: во-первых, неспособности централизованного планирования усложняющейся экономики, а во-вторых, сложности стимулирования и недостаток конкуренции. Однако свершившийся технологический прорыв позволяет преодолеть это главное противоречие «раннего социализма».

Сегодня новые технологии и большие данные дают «абсолютную возможность сегодня спланировать значительно лучше, чем это происходило раньше или чем это делает капитализм, ликвидировать перепроизводство, сделать вообще общественное производство значительно более эффективным», заявил он. Таким образом, возвращение на новом витке развития коммунистической идеи открывает возможность создать значительно более гармоничный новый уклад.

Другой важной предпосылкой перехода к такому укладу Греф считает значительное усиление роли государства во время пандемии. С такой неожиданной со стороны известного либерала постановкой вопроса согласилась почти половина — 48 %! — участников сессии.

Что ж, со многим из сказанного и коммунисты могут солидаризироваться. Но, как говорилось в старинном анекдоте, есть важный нюанс. Ведь то, что Герман Греф называет «новой точкой зрения» — это как раз и есть то, о чём так долго говорили большевики.

То, что развитие информационных технологий позволяет вывести планирование на качественно новый уровень — давно стало общим местом рассуждений не только марксистской, но и вообще левой мысли. А ещё чуть более года назад в статье «″Санитарный социализм″ и мировой кризис» мы писали, что «пандемия обостряет общий кризис капитализма и создаёт предпосылки перехода к новой социально-экономической формации».

Однако там же мы отмечали, что реализация этих предпосылок зависит от исхода классовой борьбы в обществе. Ведь социализм — это обобществленные средства производства, единый план и власть трудящихся, а не власть олигархии, использующей достижения прогресса для укрепления своей диктатуры над ними.

«Диктуемые ситуацией меры объективно ведут к росту обобществления экономики. В этом смысле можно говорить о «санитарном социализме» (по аналогии с «военным социализмом» времён Первой мировой войны). Не стоит заблуждаться — эти меры проводятся в первую очередь в интересах буржуазии, однако демонстрируют рабочему классу реальную альтернативу, рациональность и эффективность социализма — разумеется, при смене правящего класса».

Коммунизм — это общество, основанное на ассоциации, а не на конкуренции, столь дорогой сердцу господина Грефа. Конкуренция должна служить человеку, а не человек конкуренции.

И построить это общество могут и должны лишь сами трудящиеся, а не «внезапно прозревшие» капиталисты. В противном случае «технологический коммунизм» легко может обернуться технократическим фашизмом.

ОКП-инфо