Градозащитники за исторический Петербург

13 марта петербургские градозащитники провели пресс-конференцию, посвященную борьбе за сохранение здания Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности на 2-ом Муринском проспекте, 49. Она была приурочена к рассмотрению апелляции по оспариванию разрешения на строительство на месте ВНИИБа, состоявшемуся 12 марта. Если бы суд принял решение не в пользу активистов в этот день, обеспечительные меры со здания были бы сняты, и застройщик ФСК «Лидер» мог приступить к сносу еще до президентских выборов. Однако из-за болезни двух истцов заседание перенесли на 8 мая, и у активистов есть еще почти 2 месяца, чтобы придумать, как защитить здание в случае проигрыша в суде.

В пресс-конференции приняли участие градозащитники Олег Мухин и Антонина Елисеева, историки архитектуры Александр Кречмер и Елена Радашевич, и представитель общественного объединения «Площадь Мужества» Александр Алаханов.

 

Попытки включить ВНИИБ в список ОКН

Елисеева рассказала о борьбе за ВНИИБ, которая длится с 2019 года, когда градозащитники впервые подали заявление на включение здания в стиле сталинского неоклассицизма в список объектов культурного наследия (ОКН). Комитет по охране памятников (КГИОП) отказал активистам, но они оспорили это решение в суде. Вторую заявку подали более опытные специалисты, среди которых была доктор архитектуры Маргарита Штиглиц, но и ее КГИОП отклонил.

После этого появился некий Виталий Михайлов, который подал иск об оспаривании решения КГИОП раньше, чем авторы заявки, тем самым лишив их самих возможности оспорить отказ в суде. Интересно, что иск длиной всего в одну страницу он подал до того, как отказ КГИОП был опубликован на официальном сайте. Сам Михайлов в суде не появлялся, а его адвокат спустя полгода после подачи иска заявлял на заседании, что никаких доводов изложить не может, и оставляет решение на усмотрение суда. Интересно, что доверенность на адвоката Михайлов заверил у того же нотариуса, у которого заверял свои документы застройщик.

Михайлов все равно выиграл дело у КГИОП, потому что фотофиксация здания оказалась произведена раньше, чем активисты подали заявление. Однако в начале 2022 года кассация вернула дело на новое рассмотрение. И тогда адвокат Михайлова попросту перестал являться в суд. В итоге дело истец проиграл.

Активисты подали еще две заявки. Одну — в конце 2023 года, указав новые основания — вклад в науку, который внесли сотрудники ВНИИБа, работавшие в здании. В частности, именно здесь изобрели пленку, на которую удалось снять обратную сторону луны, а также изобрели специальный картон для спутников, который не сгорает при вхождении в верхние слои атмосферы. КГИОП даже не стал выпускать новый отказ, а просто вернул письмо заявителям. Уже в 2024 году активисты направили новую заявку — на здание вместе с прилегающей территорией и оградой. При таком рассмотрении это уже новый объект. Ответ на нее пока не пришел.

 

Проверка законности приватизации и угроза размыва

Алаханов рассказал, что удалось добиться передачи проверки законности приватизации ВНИИБа из МВД в СК. Активисты каждую неделю ходили в прокуратуру и приносили собранные подписи, так как только прокуратура могла принять решение о передаче материалов в СК. МВД на протяжении 3,5 лет фактически не расследовало дело, прокурор 4 раза выносил представление МВД и требовал возобновить проверку.

ВНИИБ приватизировали всего за 5 млн. рублей в 2000 году. В здании находится режимный объект — бомбоубежище, и он оказался в частной собственности. МЧС сняло бомбоубежище с учета только в 2018 году, хотя оно по-прежнему в хорошем состоянии. Сейчас активисты собирают подписи под обращением к президенту с просьбой проверить законность приватизации.

Алаханов напомнил о крупнейшей техногенной аварии 1974 года, когда произошел размыв в метро на перегоне «Лесная — Площадь Мужества». Тогда в этом районе образовались провалы на дорогах, треснули стены домов и обвалилась часть производственных корпусов НПО «Аврора». Оставшиеся части зданий решили не сносить, а просто заделать со стороны улицы. И до сих пор два уцелевших фрагмента здания, выглядящих немного странно, напоминают о той катастрофе. В 1995 году произошёл второй размыв, в результате которого до 2004 года красная ветка метро работала как два разорванных участка, между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» ходил бесплатный автобус. В случае строительства на месте ВНИИБа здания с двухэтажным подземным паркингом, по мнению активистов, могут снова произойти обрушения зданий по соседству.

 

Культурная и историческая ценность здания

Радашевич и Кречмер рассказали о культурной и исторической ценности ВНИИБа. Радашевич отметила, что крайне мало зданий в стиле сталинского неоклассицизма, который отличается от сталинского ампира, взято под охрану. Из построек советского периода больше всего взято под охрану конструктивистских зданий. ВНИИБ проектировал выдающийся архитектор 1930-50-х годов Борис Журавлев, который создал ансамбль площади Чернышевского напротив парка Победы и застройку Кузнецовской улицы в Московском районе. Здание изначально планировали построить в Красном селе, где находилась экспериментальная бумажная фабрика, и оно проектировалось как доминантное. Его внешний вид должен был подчеркивать монументальность науки.

Кречмер добавил, что район Лесной и площади Мужества — это район научной мысли. Помимо ВНИИБа, здесь находятся Физико-технический институт, Политехнический и Лесотехнический университеты. Площадь Мужества — больше Дворцовой и Марсова поля, и ее формирование ведущие архитекторы обсуждали три года. Часть зданий, составляющих ансамбль площади, уже признаны ОКН. Это памятник конструктивизма Круглые бани и особняк Котлова.

 

Цели

Градозащитники считают, что во ВНИИБе необходимо разместить социальный объект, например учреждение дополнительного образования для школьников. Также участники отметили, что в Санкт-Петербурге есть дефицит площадей для высших учебных заведений, и представители РАНХиГС уже высказывали желание разместить свои учебные площади в здании.

Выступающие выразили готовность продолжать борьбу за здание и после окончания судебного процесса.

Автор — эколог, защитник истории и культуры Петербурга, активист движений «Против захвата озер» и «Зеленой коалиции Петербурга»

Анна Шушпанова