Город без надежд
Арсеньев считается малым городом Приморского края. Прежде всего, ввиду немногочисленности населения и слабости инфраструктуры. В прошлые, советские времена, этот город можно было считать перспективным промышленным городом, городом молодежи и спорта. Все по причине развития производств, прежде всего, градообразующих предприятий — заводов «Прогресс» и «Аскольд», активного городского строительства — жилых домов, спортивных сооружений, культурных центров и прочего.
В 90-е «лихие» годы поступательное развитие закончилось. Заводы остановились, строительство прекратилось. Большинство населения оказалось без стабильной работы. На рубеже веков градообразующие предприятия, с большим трудом, были вновь запущены. В некоторой степени улучшилось положение в области культуры и образования. В городе возникали филиалы главных приморских ВУЗов.
В первое десятилетие «путинской России» жизнь как-то, худо-бедно, наладилась. Ненадолго. В середине 2010-х годов у предприятий постепенно нарастали экономические трудности. Количество филиалов ВУЗов и ассортимент специальностей начали уменьшаться.
В начале 2020-х, в капиталистической России «все стало на свое капиталистическое место». На предприятиях развернулась «оптимизация» производства и персонала, иными словами — сокращение производства и рабочих рук. А последний оставшийся филиал ВУЗа — «Филиал Дальневосточного Федерального университета (ДВФУ) в городе Арсеньеве», по приказу «головной конторы» ДВФУ, прекратил набор студентов и ныне «приказывает долго жить». Ведь в головном ВУЗе также началась своя собственная «оптимизация» специальностей и учебных направлений. Авиастроительное предприятие — ППОО ААК «Прогресс» отказалось от обязательств по приему на предприятие студентов по специальностям «авиастроение», «самолето- и вертолетостроение» и «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», которых готовили в филиале ДВФУ.
Администрации учебного и производственного учреждений замечательным образом совместили свои «оптимизационные» намерения. В ущерб интересам страны и народа. В пользу правящей бюрократии и олигархии. В соответствии с «правилами игры» классического капитализма.
Бесчеловечная и технологически пагубная «оптимизация» породили, в настоящее время, некоторые общественные процессы и явления, явно заметные в умонастроениях этого малого города. Растет социальный пессимизм в отношении будущего страны и собственного будущего. Молодежь из семей простых, на деле — малообеспеченных тружеников, не имеет возможности ни получить образование, ни надежно трудоустроиться. Поскольку количество бюджетных мест в учебных заведениях за пределами города — в крае, минимально и все время сокращается. Тогда как в Арсеньеве из учебных заведений остался лишь Индустриальный колледж. Так сейчас именуется бывшее Профессионально-техническое училище. А малообразованные рабочие со средним образованием на (пока, еще) высокотехнологичных градообразующих предприятиях, не требуются.
Взрослое население, занятое на крупных и мелких предприятиях, самозанятое и безработное, еще более подвержено тревожным настроениям. Забота о себе и своих детях и внуках, порождает неуверенность в завтрашнем дне, отягощенную объективной неспособностью изменить положение дел, опираясь лишь на собственные силы. Безнадежность давлеет. Тогда как готовность к объединению усилий всей массы обездоленных все еще, до сих пор, не завладела массами, одурманенными Российскими СМИ, сеющими семена индивидуализма и культа «борьбы всех против всех».
Впрочем, «СМИ-дурман», случается, на время рассеивается. Тогда происходят всплески классовой борьбы. Подобное случилось на авиастроительном предприятии «Прогресс» на днях. Справедливое требование рабочих поднять заработную плату в соответствии с уровнем инфляции, встретило яростный отпор со стороны хозяев предприятия, представителей правящей бюрократии. Профсоюзных активистов, ни больше, ни меньше - наименовали захватчиками-рейдерами, а требования трудящихся отвергли с ходу под предлогом экономической нецелесообразности повышения зарплат.
Работники предприятия испытали социальный шок. Ведь они годами исправно голосовали за «партию власти» и «действующего президента», которых вполне искренне считали своим благодетелями. Оскорбленные в своих чувствах преданного хозяевам холопа, преданного хозяевами, работники производства вознамерились обратиться к президенту, в расчёте на «доброго царя», который все исправит в режиме «ручного управления». Шокированные, но затравленные властью рабочие, вместе с тем, убоялись гнева начальства. Менее половины из угнетенных работников поддержали намерение профактивистов объявить предупредительную одночасовую забастовку.
Как видно, в случае данного конфликта, смешались замешательство ввиду внезапно возникшей ситуации социального антагонизма, недовольство своим экономическим положением и боязнь «прогневить барина». Что-же, таково социальное качество нынешнего российского рабочего класса…
Остается сделать некоторые выводы. Малый город выпукло, как в «социальной линзе» демонстрирует стороны социального бытия большой страны, «уверенно» двигающейся в пропасть-бездну собственного будущего. Очевидно следующее:
1. Потребности национальной буржуазии (в нашем случае — ее сегмента в виде правящей бюрократии), отчасти совпадающие с национальными интересами России, такими, как развитие отраслей авиастроения, являющихся составной частью Военно-промышленного комплекса, неизменно чужды и «страшно далеки» от интересов эксплуатируемых трудящихся;
2. Трудящиеся страны желательны власти не как высоко- и широко образованные личности, но как (в лучшем случае) односторонне образованные, узкие специалисты. Еще лучше — как минимально образованные объекты политических манипуляций;
3. Отдельные случаи социальных протестов характеризуются сплетением стихийного классового недовольства с вполне патриархальными, наивными надеждами на «доброго царя» и «социальной робостью» перед власть-имущими.
Как сломать формат гибельного единства слепого недовольства печальными реалиями и наивных ожиданий хорошего от плохой власти? Необходимо воспитывать классовую сознательность и трудовую солидарность. Здесь необходимы вмешательство и твёрдость организаций, защищающих интересы трудового народа. Не на словах, а на деле.
***
Автору данного очерка, несмотря на все усилия, так и не удалось узнать ничего о каком-нибудь участии в событиях Арсеньевского отделения КПРФ. Это печально.
Автор — кандидат социологических наук, бывший доцент Филиала ДВФУ в г. Арсеньеве
Сергей Мозговой