Еще не конец, но повод задуматься

«Черный четверг» на российском фондовом рынке и его последствия для российского общества

Обойдемся без пафоса и не будет называть 30 июня 2022 года «поворотным днем» в истории России. Это далеко не так. Однако произошедшие сегодня события забудутся нескоро и свою роль в российской политике и формировании атмосферы в обществе сыграют, и немалую.

Итак, сегодня заочное собрание акционеров «Газпрома» отказалось выплачивать дивиденды за 2021 год. Учитывая, что более 50% газового гиганта принадлежит госструктурам, фактически это решение принималось в тиши кремлевских кабинетов. Пикантность ситуации добавляет то, что совсем недавно совет директоров «Газпрома» рекомендовал эти самые дивиденды выплатить, и они, с учетом коммерческих успехов компании, должны были достичь рекордной величины. «Под дивиденды» «Газпрома» на биржу зашло множество новых «инвесторов» — физических лиц, то бишь, граждан, располагающих свободными средствами. Акции газовой монополии выросли до достаточно высокого уровня и… к вечеру 30 июня упали почти на треть. Падение гигантское!

К слову, государство, как и другие акционеры, формально не получит дивиденды, но возьмет свое за счет специального дополнительного налога на доходы «Газпрома», который обеспечит попадание значительной части несостоявшихся дивидендных выплат в бюджет.

Что будет с акциями «Газпрома» завтра и в последующие дни — никто не знает. Сегодня же форумы разоренных «инвесторов» заполнены жалобами и проклятьями. Надо понимать следующее: большинство «инвесторов», о которых мы говорим, не являются профессиональными биржевыми спекулянтами, которые делают деньги на любых движениях котировок, оперативно продавая «на верхах» и покупая «на низах». Эти-то как раз в большинстве своем даже заработали. Пострадавшими оказались совсем другие люди.

Кто эти люди? Мелкие и мельчайшие буржуа. Управленцы-менеджеры, не являющиеся хозяевами бизнесов. Квалифицированные специалисты с относительно высокими доходами и пр. С началом специальной военной операции они были озабочены вопросом как спасти свои накопления, которые могли составлять суммы от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

Кто-то сразу купил валюту и потом с ужасом наблюдал за тем, как валютные курсы резко тают. Кто-то побежал в банки класть деньги на депозит, но процент по вкладам к началу лета перестал радовать. Кто-то вложился в стремительно дорожающую недвижимость, что сейчас кажется сомнительным решением — рынок «стоит», продать квартиры трудно, покупателей почти нет. А кто-то, самый, как думалось, продвинутый, пришел на биржу за акциями «Газпрома». И других компаний тоже, но именно «Газпром», наше «национальное достояние» был очевидным фаворитом у новичков биржи.

Сейчас им больно и даже страшно. Вряд ли мы узнаем статистику полученных сегодня инфарктов или самоубийств. Сейчас они разозлены донельзя. Сейчас многие из них чувствуют себя облапошенными, обманутыми, кинутыми. Сейчас они, пусть еще и несмело, называют Путина виновником своей финансовой катастрофы.

В этой среде несостоявшихся рантье, мечтавших о долгосрочном стабильном дивидендном доходе, ушло в минус доверие не только непосредственно к «Газпрому» или к российскому фондовому рынку в целом. Не только к Путину и его окружению, но и к российскому государству как таковому.

Среди них немало деятельных, образованных, талантливых, экономически и социально активных граждан, многие из которых вполне комфортно себя чувствовали при нынешнем режиме, небезосновательно считая его «своим». Теперь задача коммунистов — помочь им сделать правильные политические выводы. В конце концов, борьба за умы мелких буржуа, склонение их на сторону трудящихся — одна из наших насущных задач.

Семён Борзенко