
Дрова для графа Уварова
На днях в северной столице планируют установить памятник министру народного просвещения Российской империи графу Уварову
Инициатива открытия мемориала графу Уварову принадлежит неназванным господам из Российского военно-исторического общества (РВИО), которое ранее «прославилось» в связи с установкой мемориальной доски маршалу Маннергейму, виновному в гибели сотен тысяч ленинградцев в годы блокады. Так что с этой организацией, в общем, все ясно. Любопытно другое — с какой прытью городские, да и федеральные власти поддержали инициативу об увековечивании памяти графа.
Почему из сотен царских чиновников, сановников и вельмож, среди которых были люди различного масштаба и дарований, выбран именно Сергей Семенович Уваров? Потому что был министром? Так их в империи насчитывалось изрядно. Потому что возглавлял Академию наук? Опять-таки, в списке руководителей Академии царского периода почти два десятка имен. Потому что является автором нескольких работ по древнегреческой литературе и археологии? Несерьезно как-то…
И все же причины, по коим граф Уваров приглянулся власть предержащим, лежат на поверхности. Он для них понятен и в целом свой, идейно и социально близкий. На заре большой карьеры Сергей Семенович премило спекулировал казенными дровами, которые выдавались для обогрева помещений Санкт-Петербургского Императорского университета, Академии наук и казенных квартир служащих. В обществе об этом знали и многие открыто возмущались. А Пушкин в стихотворении «На выздоровление Лукулла» посвятил Сергею Семеновичу строки «…И воровать уже забуду / Казенные дрова!».
Хорошо была известна публике и грязная, скандальная история с наследством родственника Уварова по жене графа Д.Н. Шереметева. Последний заболел и ожидалось, что долго не протянет. Рассчитывая на немалый куш, наш герой приказал начать опечатывать своей личной печатью имущество еще живого Шереметева. А тот взял и выздоровел… Возможно назло Сергею Семеновичу. (Как раз в этот момент Пушкин свой стих и написал.)
Интересно, поведают ли данные факты при открытии памятника? Вряд ли.
И, наконец, знаменитая триада графа Уварова — три принципа, на которых должно было стоять здание империи: «Православие, Самодержавие, Народность». Расхититель казенных дров стал аж идеологом российской государственности. Теоретиком, философом, в представлении которого народ русский религиозен и предан престолу, вера православная и власть самодержавная — два столпа, на которых держится государство, а свобода мысли и личности, демократия и прочее вольнодумство и смутьянство должны быть отринуты как идеи западные, чуждые народу, разрушающие российские традиции.
Как приятно и благостно все это звучит… Прям музыка для ушей наших богоданных властителей. Проблема лишь в том, что даже в уваровские времена (первая половина 19 века) сия триада являлась не более чем оторванной от жизни архаикой. То, что было бы вполне адекватной формулировкой государственной доктрины в годы правления Иоанна Васильевича Грозного или хотя бы Алексея Михайловича Тишайшего, к середине позапрошлого века стало выглядеть как нелепица, нонсенс, чушь и бред.
Теперь автору этой архаичной бредятины ставят памятник. Надо будет принести к монументу немножко дров. Не цветы же, ей богу!
Автор — член ЦК, секретарь санкт-петербургского регионального отделения Объединённой Коммунистической партии
Семён Борзенко