День ВМФ: печальное послесловие

Источник: страница автора в Facebook

25 июля в Санкт-Петербурге на главном военно-морском параде в честь 325-летия создания российского флота Президент РФ В. Путин заявил, что у ВМФ России есть все необходимое для гарантированной защиты национальных интересов страны.

К горькому сожалению, приходится констатировать, что Верховный Главнокомандующий выдает желаемое за действительность, и боеспособность российского флота весьма далека от победных реляций президента РФ.

Если еще можно согласиться с его оценкой в отношении атомного подводного флота, который действительно представляет из себя реальную силу и способен выполнить поставленные задачи, то в отношении ВМФ России в целом следует признать, что он из океанского флота, второго по своей мощи в мире, коим был в советские времена, превращается во флот береговой обороны. И это подтверждает полный провал Государственной программы вооружения на 2011—2020 гг. (ГПВ-2020) в том числе в части пополнения ВМФ новыми кораблями и самолетами. Связано это, в первую очередь, с деиндустриализацией РФ, уничтожением огромного числа предприятий, работавших на флот, утратой тысяч технологий, потерей квалифицированных кадров. 

Как авиационный инженер, обратил внимание на слова президента о том, что Россия «обрела эффективную морскую авиацию дальнего и ближнего действия».

Напомню, что в 1990 году в составе Морской авиации Военно-Воздушных Сил ВМФ СССР (ВВС ВМФ) было 52 полка, 10 отдельных эскадрилий и авиагрупп с 1701 самолётом и 363 вертолётами, из них — 372 ракетоносца, 966 истребителей, штурмовиков и разведчиков. Имелась большая сеть базовых аэродромов, оперативных и аэродромов рассредоточения.

Однако с распадом Советского Союза возникли существенные трудности с поддержанием авиационного парка в исправном состоянии, и тем более, с производством новых самолётов и вертолётов для ВВС ВМФ России. Поэтому авиационный парк после 1991 года обновлялся исключительно мелкосерийным производством (разовыми одиночными поставками преимущественно до 1994 года) вертолётов Ка-29, Ка-31, Ка-32 и самолётов Су-33, Су-24, Ту-22М3 и Ту-142.

После распада СССР Морской авиации пришлось оставлять аэродромы в одночасье ставшие зарубежными: на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, Грузии. А с 1993 года начались масштабные сокращения воинских частей и списание техники. Были сняты с вооружения «самолёты с одной двигательной установкой» — это Су-17, МиГ-27, МиГ-23, и, соответственно, расформировывались вооружённые ими лётные части. Затем «поставили к забору» самолёты Ту-16 и Ту-95РЦ, составлявших основу морской ракетоносной и разведывательной авиации. После очередной катастрофы Ту-22М2 был дан запрет на эксплуатацию всего парка, с последующей утилизацией.

При всём этом, финансирование и материальное обеспечение частей и подразделений морской авиации неуклонно и резко снижалось.

К началу 1995 года в составе Морской авиации осталось 2 авиадивизии двухполкового состава, 23 отдельных полка, 8 отдельных эскадрилий, группа экранопланов и 2 учебных центра. Ликвидированы все разведывательные эскадрильи. Выведены из состава ВМФ вертолёты Ми-14, наиболее новые Ми-14ПС переданы в авиацию МЧС.В 2012 году из состава МА выведены все ракетоносцы Ту-22М3, морская ракетоносная авиация (МРА) ликвидирована. К середине 1996 года численный состав Авиации ВМФ составлял 695 летательных аппаратов, из них — 66 ракетоносцев, 116 противолодочных самолётов, 118 истребителей и штурмовиков и 365 вертолётов и самолётов специальной авиации. В 1997 году в Авиацию Внутренних войск МВД были переданы 13 вертолётов Ка-29ТБ.

Подобного разгрома морская авиация России не знала никогда. И если кто-то будет утверждать, что все это дела давно минувших лет и на сегодня ситуация в корне поменялась, то он глубоко ошибается.

К горькому сожалению, на сегодняшний день, в случае полномасштабного конфликта с НАТО, отечественная морская авиация ВМФ РФ сможет только «показать, что знает, как умирать отважно» просто в силу своей малочисленности. И никаких положительных перспектив в ближайшем будущем у нее нет.

Противопоставить что-то реальное ударной авиации США и их союзников — особенно их авианосной авиации — нам нечего. Нам нечем наносить удары по авиационным ударным группировкам США — в первую очередь, по авианосцам. Ведь для того, чтобы поразить их гиперзвуковыми ракетами из «мультиков» Путина без захода в зону поражения средств ПВО АУГ, нужны ДЕСЯТКИ самолетов-носителей и внешнее целеуказание, в первую очередь, космическое. Ни того, ни другого у нас на вооружении нет.

И не зря восточная пословица гласит: «Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет!» Может надо меньше показывать «мультики» и регулярно озвучивать победные реляции с трибун, а отказаться от политики деиндустриализации России и начать восстанавливать ее промышленность?

Народный депутат СССР в 1989—1991 гг., полковник авиации  

Виктор Алкснис