День в истории: Похищение Виктора Анпилова

Ровно 30 лет назад, 8 мая 1993 г., был похищение с целью физического устранения лидер общероссийского движения «Трудовая Россия», секретарь ЦК РКРП, депутат Моссовета Виктор Анпилов. Показательно, что произошло похищение сразу после допроса Анпилова в Генпрокуратуре РФ по делу о событиях «кровавого Первомая» и накануне многотысячной антиправительственной демонстрации 9 мая 1993 года.

Сегодня доподлинно известно, что преступное распоряжение о «нейтрализации» Анпилова напрямую исходило от дегенеративного ельцинского министра внутренних дел РФ Ерина, а его невыполнение привело к отставке первого заместителя министра внутренних дел Дунаева и министра безопасности Баранникова.

Ниже мы дословно приводим эксклюзивное интервью Андрея Дунаева, министра внутренних дел РСФСР c сентября 1991 по январь 1992 г. и первого заместителя министра внутренних дел России с апреля 1992 по июль 1993 г., изданию «Аргументы и Факты Москва» (№ 41 от 13 октября 2004 г.) о подлинных причинах похищения лидера «Трудовой России» и секретаря РКРП Виктора Анпилова накануне массовых выступлений оппозиции 9 мая 1993 г. в Москве.

 

Андрей Дунаев: Политический кризис начала 90-х гг. стал особенно бурно развиваться с весны 1993 г. В первомайских демонстрациях <…> погибли люди. Особо агрессивно выступали лидер «Трудовой России» В. Анпилов, председатель «Союза офицеров» С. Терехов.

За три дня до празднования Дня Победы стало ясно, что противники Ельцина готовят масштабные акции протеста и на их волне попытаются захватить власть. 7 мая в мэрии Москвы состоялось совещание с участием министра безопасности РФ Баранникова и министра внутренних дел Ерина. Сразу по его окончании мне позвонил Баранников и в присущей ему жесткой форме сказал: «Я только с совещания. Сейчас тебя вызовет Ерин и предложит провести операцию. Не нарушай закон». И положил трубку. Действительно, буквально через несколько минут меня вызвал Ерин и сказал, что коммунисты и «Трудовая Россия» во главе с Анпиловым готовят новые провокации 9 мая, после чего многозначительно добавил: «Надо, чтобы Анпилова не было».

Вернувшись к себе, я созвал совещание начальников оперативных служб и разведки МВД. Общее мнение сводилось к тому, чтобы с некоторыми допустимыми нарушениями закона задержать Анпилова на время празднования Дня Победы. Решение совещания я тут же доложил Ерину. Он выслушал меня и сказал: «Вы что, не поняли меня?! Анпилова к 9 мая чтобы не было».

Я напомнил Ерину о судьбе Берии, Абакумова <…>, которые в сталинские времена без суда и следствия «убирали» людей. На это Виктор Федорович ответил мне так: «Считай, что этого разговора не было». Я ушел. Пригласил к себе начальника разведки МВД генерала В. Николаева и приказал двумя бригадами его сотрудников работать по Анпилову.

Утром по дороге на работу услышал по радио «Маяк», что 7 мая Анпилов был кем-то схвачен и увезен в неизвестном направлении. Войдя в здание МВД, я встретил начальника разведки и прямо спросил его: «Где Анпилов?» Он отвел глаза и сказал: «Не знаю». Я понял, что он получил приказ в отношении Анпилова не только от меня. Я попросил его написать объяснение, почему не выполнен мой приказ. Час спустя генералу стало плохо. Его увезли в больницу, и через несколько дней он умер.

Сразу после праздников меня вызвал Ерин и предложил уйти в отпуск. Такое же предложение было сделано и Баранникову. Не подозревая ничего дурного, мы согласились. Пока мы отдыхали в Бочаровом Ручье, возникла «история», организованная адвокатами А. Макаровым и Д. Якубовским и озвученная по телевизору. Речь шла о поездке жен, моей и Баранникова, в Швейцарию, где они якобы делали покупки на десятки тысяч долларов.

Никакого официального расследования проведено не было. Но сразу после этой передачи я был отозван из отпуска и отстранен от должности. Конечно, и мне и аппарату МВД стало понятно, что невыполнение приказа по устранению Анпилова заставило Ельцина усомниться в моей верности.

На фото — Виктор Анпилов в больничной палате после освобождения. Автор: корреспондент «Правды» Майя Скурихина. 1993 г.