Декоммунизация по-иркутски: ни конца ни края

По сообщениям иркутских СМИ, в самый канун 105-й годовщины Великого Октября и незадолго до празднования 100-летия образования СССР, в Иркутске «исчез» памятник Борцам революции, возвышавшийся над городом более семидесяти лет подряд. Памятник, располагавшийся у северного входа в Иерусалимский парк, долгое время был центральной частью городского мемориального комплекса, где захоронены участники революционного движения и Гражданской войны, боровшиеся за установление Советской власти в Иркутске. Как сообщает местный телеграмм-канал «Красный Иркутск», «долгое время памятник был обнесен фанерой, а теперь исчезновение. Вот такая декоммунизация».

Из описания краеведов следует, что Мемориал Борцам революции является не просто произведением советской монументальной пропаганды местного значения (с ноября 1959 года данный статус официально закреплен за памятником). По факту — это самый большой в Иркутске надгробный памятник: под его сводами располагается братская могила, в которой покоятся тела сотен человек, погибших в боях за установление Советской власти в Иркутске в декабре 1919 — январе 1920 года. Среди них — рабочие-красноармейцы, а также такие известные горожане как Отто Кальвиц — советский авиатор, один из первых полярных лётчиков, и Франц Леонгардт — лётчик-штурман, погибший погиб вместе с Кальвицем при перелёте «гидропорт Иркутск — Булун (Якутия)» 7 марта 1930 года. Здесь же находятся могилы Николая Бурлова (во время Гражданской войны руководитель партизанских отрядов, боровшихся за установление Советской власти в Восточной Сибири), Нестора Каландаришвили (революционный деятель, руководителей партизанского движения в Восточной Сибири во время Гражданской войны, убит под Якутском в 1922 году), Константина Танаисова (советский чекист, принимал участие в ликвидации бандитизма и   контрреволюционного подполья в Иркутской губернии, убит в 1922 году). 

Многие годы после контрреволюционных событий 1990-х гг. памятник властями не реставрировался и ветшал, а последние несколько лет и вовсе стоял в строительных лесах. В конце октября 2017 года на Иерусалимской горе появились рабочие, которые за считанные часы разобрали скульптурную группу, распилив памятник на части. Несмотря на официально озвученные ранее планы городской администрации по реконструкции монумента, по городу поползли слухи, что его убрали навсегда, а если и восстановят, то в другом месте. В мэрии общественность постоянно уверяли, что после реставрации памятник обязательно вернется на свое прежнее место. Однако реальные факты говорили об обратном. 

 

Так, несмотря на бодрые заявления главы департамента культуры Иркутска Виталия Барышникова, постепенно стало выясняться, что о сроках восстановления 10-метрового памятника говорить рано, т.к. «пока нет даже проекта реставрации», а речь пока идет исключительно о «всестороннем исследовании деталей монумента и захоронения под ним». Через год после начала «реставрации» в мэрии города уверенно рапортовали, что «проведение работ по реконструкции памятника запланировано на 2019 год». Еще через два года, на запрос издания «Байкальская Сибирь» о сроках реконструкции и судьбе монумента, уже четыре года «якобы находящегося на реставрации», в мэрии сообщили, что «что деньги на проектирование и реставрацию памятника будут (только будут! — прим. ред.) заложены в городской бюджет 2022 года».

Однако на аналогичный запрос информационного агентства «Красная весна» из мэрии последовал ответ куда более странный и весьма симптоматичный. По сообщению корреспондента издания от 7 ноября 2019 г. (т. е. ровно через два года после «начала реставрационных работ»), в мэрии ему сообщили, что «утвержденного плана восстановления памятника в администрации нет, и на ближайшие годы мероприятия по реконструкции памятника не запланированы». При этом, заместитель мэра Иркутска и руководитель аппарата администрации Лариса Красноперова добавила, что «начать разработку проектно-сметной документации по реставрации памятника предполагается только в 2023 году, а приступить к работам по его реставрации — не ранее 2024 года. Стоимость проектирования, по ее словам, составляет 5 млн рублей, предполагаемая стоимость реставрационных работ — 22 млн рублей».

На фоне подобной вопиющей неопределенности на себя обращает внимание следующее обстоятельство. Памятник «Борцам революции» расположен в непосредственной близости с историко-мемориальным комплексом «Иерусалимская гора», которому, в отличие от памятника, администрация города уделяет куда больше внимания. Так, летом 2017 года были проведены работы по восстановлению и благоустройству лестницы, ведущей ко входу в комплекс. И это при том, что на площадке, к которой ведет лестница, как раз и располагался до недавнего времени Монумент Борцам революции. А уже в 2018 году власти города приступили к благоустройству парковой зоны, расположенной на территории комплекса «Иерусалимская гора». По данным ИА «Красная весна», на эти работы мэрией было израсходовано 39 млн рублей в 2018 и 41 млн рублей в 2019 гг.

И на протяжении всех этих лет, одновременно с бурной деятельностью администрации города по благоустройству парка, вместо демонтированного монумента Борцам революции возвышался неприглядный фанерный короб, к которому представители общественности регулярно возлагали цветы – как напоминание властям о необходимости вернуть центральную часть мемориала на свое законное историческое место. Однако примеров, когда под предлогом реконструкции или реставрации были «переформатированы» или вовсе ликвидированы неугодные властям памятные мемориалы или целые музейные комплексы, за последнее время предостаточно. 

Напомним, что аналогичным образом уже был «перепрофилирован» уникальный московский Музей «Красная Пресня» в музей «Истории российской повседневности», где от героического 1905-го в экспозиции теперь мало что осталось, зато нашлось место… событиям августовского «демократического» переворота 1991 г. Не менее печально и даже драматически сложилась и судьба Государственного музея В. В. Маяковского в Москве. Он был закрыт на капитальную реставрацию аккурат к 120-летию со дня рождения поэта революции (июль 2013 г.), однако конца ей не наблюдается и по сей день. При этом уже сейчас известно, что основная часть уникальной экспозиции Музея может быть навсегда безвозвратно утрачена, а утвержденного плана капитального ремонта коммуникаций здания (именно этим предлогом как раз и обосновывалась необходимость реставрации Музея) и по сей день попросту не существует!

Как и в случае с Монументом Борцам революции — схема до боли знакомая и всегда одинаковая. Ведь всякий раз в каждом подобном случае речь не идет ни о реконструкциях или реставрациях — речь идет именно о декоммунизации нашей исторической памяти и нашего сознания, как важного инструмента в борьбе за настоящее и будущее России. А потому ни конца ни края ползучей, — а оттого вдвойне подлой, — декоммунизации России пока что явно не предвидится. 

По материалам СМИ — обозреватель сайта «Трудовой России»

Камен Отёсов