Требуем вернуть!

Департамент Кибовского, верни Музей Маяковского!

Вот как бывает-то. Казалось бы — миллион куда более актуальных, важных тем. И ситуация на Донбассе, и бессилие путинизма обуздать цены на своей же территории, и новые санкции США «против суверенного госдолга» (идиотские штампы таблоидов), долги, которые успели наделать «суверенные демократы» в нулевых-десятых — а приходится продолжать, углублять ранее затронутую тему. Самоубийство Маяковского, которого в Москве хоронила многотысячная толпа — был фактически национальный траур. И никто из этих тысяч, а в масштабах страны миллионов (никто!!!) тогда не сомневался, что это отчаянный, во многом перечёркивающий собственный оптимизм и советский патриотизм поэта шаг — но ЕГО ШАГ. Лишь Сергей Эйзенштейн сделал максималистскую запись в дневнике, фактически фиксирующую его сомнения — всё то же неверие, что поэт-оптимист мог ТАК уйти… И на этом строить теперь «альтернативную» версию? На рукописной, для себя, фразе «его убрали»?

И вот находятся поныне деятели «Русской партии в КПСС» (больше миф, чем правда — либо они просто задним числом приписывают себя к ней) — сумасшедшая старуха Морева (или Молева, всё время путаю), «личный разведчик Брежнева» Байгушев, ещё какие-то умственные калеки (приравнивающие большевизм к фашизму), которые со страниц «Литературной России» доказывают, что Маяковский был убит в результате «еврейского заговора в НКВД» — причём цепляются и цеплялись в начале девяностых конспиролухи этого же рода за всякие мелочи. Якобы подарил револьвер, из которого Маяковский застрелился, ему Агранов… Ну, улика и вина в убийстве тогда налицо!

Всем поголовно конспиролухам, всем шизо-аналитикам — предпосылаю нижеследующий сюжет с баллистической экспертизой рубахи, в которой он застрелился. Да, правой рукой — потому что сердце слева и нажать на курок это — не писать, например, не так сложно. Там ещё одно интервью Вероники Полонской, данное в 1992-м уже из Дома ветеранов сцены («Дом престарелых» — в нём же жила до последних дней старшая бабушкина сестра, актриса немого кино Лидия Васильевна Былеева).

Но если с мотивами и обстоятельствами самоубийства всё более-менее ясно — хоть и приходится тратить время, чтобы доказывать очевидное, — то вот с чем неясно совсем, так это — что с Музеем Маяковского?! Вот вопрос вопросов — причём и конспирологическая трилогия, части которой мы приведём всё же (в порядке гласности и демократии) ниже, ведь начинала сниматься в этом музее. Он был! А теперь его нет, и неизвестно, когда его вообще откроют.

Мы проводили серию «Маяковских чтений» на выходе из «Библио-глобуса», у ограды, за которой есть дом, но нет музея — в прошлом году. Я и Кирилл Медведев читали там свои стихи о Маяковском и Революции (мои аж 2000-2002 годов), но «воз и ныне там», хотя было много слушающих нас милых дам, включая активистов «виртуального музея». И мне хочется спросить очаровашечку Кибовского и его Депкульт в Правительстве Москвы: куда музей украли, идолы?! Где экспозиция 1989 года? Когда советский — не вами созданный! — музей возобновит свою работу?

Задавал (и буду задавать, пока не откроют) эти неприятные Правительству Москвы вопросы — со страниц той самой «Литературной России», ФОРУМа.мск, а теперь отсюда — потому что за этим вопросом не маргиналы, а миллионы. Миллионы туристов, знающие (а кто не знает — легко проверить в Сети), что этот музей в центре Москвы — был одним из самых посещаемых, поскольку находится в туристической зоне «пешей доступности» от гостиниц и мест высадки из автобусов.

Здание, куда изначально созданный в том самом 1937-м Лилей Брик на их квартире в переулке Маяковского (Гендриков пер.) музей-библиотека был переведён в 1972-м, при Брежневе — было закрыто на капремонт ещё до Кибовского, при министре-капиталисте Капкове (креатура Абрамовича, как и Собянин). Ремонт таким образом длится уже восемь лет! Четырёхэтажное здание они ремонтируют столько же времени, сколько при Сталине и товарище Берия требовалось чтобы построить с нуля — ДВА ЗДАНИЯ МГУ (одно, которое на Ленгорах, построили за 4 года и закончили ещё при Сталине, в 1953-м)…

Очевидно, что купающееся в миллиардах и триллионах московского бюджета собянинское чиновничество — просто «забило» на музей. Зачем им эта пропаганда коммунизма в центре столицы? А музей действительно был пропагандистским в его новом виде, созданном в 1989-м году. Это и парадоксально: тлетворные веяния перестройки, гласности, капитализма, как будто только здесь не затронули ничего, но напротив создали целостный конструктивистский (Родченко бы одобрил) объект, в котором выразились представления Маяковского о коммунистическом будущем. Как бы раздвинувшие стены изнутри конструкции, надстройки, проекты «Отечества, которое будет», чертежи-построения «Коммуны из света и стали»…

Но нет отечества — нет и музея…

В подвальном зале проходили важнейшие «красные» мероприятия даже в 1990-х (акустические выступления «краснозвёздного» Владимира Селиванова и «28 Гвардейцев Панфиловцев», здесь же в нулевых и десятых выступали и мы — со стихами, песнями). Зал музея стал одной из центральных площадок в Москве, где звучала новейшая, актуальная, авангардная поэзия — всё благодаря руководству музея. Где оно теперь? На кого умельцы собянинские сменили тех «китов»?!

Музея самого нет — как локации, его нет на карте Москвы, но у него есть сайтик. Открываю сайтик, читаю первую новость — точнее, анонс на 24 апреля.

«В рамках акции «Библионочь» приглашаем на лекцию «Маяковский и русский футуризм», которая состоится 24 апреля в «Квартире в Студенецком переулке». «Плотское хулиганство!» – так отзывался Иван Бунин о футуризме. За дерзостью, непонятностью и эпатажем футуристов сложно было разглядеть новаторство и талант стремящихся в будущее. Именно о них пойдет речь на лекции — о революционерах в искусстве в самом начале ХХ века. Мы попробуем разобраться, кто же первым встал на путь футуризма – итальянцы во главе с Томазо Маринетти или русские во главе с Давидом Бурлюком?..» — произойдёт сие лекционное действо в «Квартире вв Студенецком переулке»…

Маяковский вынужден в ипостаси музея — скитаться по чужим квартиркам.

Хорошо, нетоварищ Правительство!

У тебя не хватает наших, бюджетных средств на восстановление музея там, на Лубянке, подле крупнейшего книжного магазина? (И хватает при этом миллионов на содержание всего персонала «Музея истории Гулага» в течение года непосещаемости из-за пандемии!!! Этот «музей» переехал за период «реставрации» на Лубянке из подвальчика на Петровке в 4-этажное здание в 1-м Самотёчном переулке близ Типографии НКВД-КГБ и «Жургаза», что больше Музея Маяковского, но внутри обустроено не хуже реконструкции 1989-го!)

А что в исконном помещении музея-библиотеки, обустроенном Лилей прямо там, где они жили в 1930-м большой своей тройственной семьёй? Там вообще офисные помещения! Окна ПВХ — и, хотя и имеется табличка, пометившая дом как объект исторического наследия, но внутри — ничего уже, с Маяковским связанного…

Там сделайте временную экспозицию — или у Правительства Москвы нет средств, чтобы снять у самого (у ДГИ) помещение под музей? Почему Музей Маяковского скитается по окраинным квартиркам, как обериут Введенский или будетлянин Хлебников (с наволочкой, полной стихов-черновиков), а в центре пустует дом, целиком перестроенный в СССР под музей?! Может, и до «ночёвок по бульварам» дойдёт дело — музей будут демонстрировать в рамках дней исторических реконструкций, летом, на правах артефактов времён «советской утопии»?..

Эти вопросы бы задавать не в Сети, а на площади Маяковского, многоголосо… Но кто ж туда нынче пустит митинговать? Уведомительно-карантинные времена-с…

Но я уверен, что однажды Москва и москвичи, а также гости нашей столицы потребуют вернуть всем нам НАШЕ достояние, НАШ Музей!

И никаких гвоздей!

Автор — писатель, общественный деятель, лидер рок-коммуны «Эшелон»

Дмитрий Чёрный