Страсти по Маниже

Если в массовой культуре появляется что-то, что требует незамедлительной проверки следственного комитета, а «православные активисты» брызжут слюной, то на это скорее всего стоит обратить внимание. До победы в отборе участников на «Евровидение» мало кто слышал о певице Маниже. Песня «Russian woman», в которой она энергично и едко, проходится по болезненной теме «женского вопроса», а значит и всего российского общества, вызвала бурю негодования у националистов и приверженцев так называемых «семейных ценностей» и хороша уже этим.

Тут есть и обращение к женской субъектности («Испокон веков ждем мы корабля, че ждать? Встала и пошла!»), и к неизменно «тикающим часикам» («Тебе уж за 30, алло, где же дети?») и бесконечным требованиям к тому, как женщина должна выглядеть и себя вести («Надень подлиннее, надень покороче / Росла без отца делай то, что не хочешь»). И да, мы в курсе, что «Евровидение» — это эстрада позднего капитализма со всеми вытекающими, и Манижа не то, чтобы ролевая модель для женщин рабочего класса, но всё же посыл — «Every russian woman needs to know, you’re strong enough to bounce against the wall” — правильный, актуальный и заслуживает безусловной поддержки.

Манижа — дочь своего времени, своей социальной группы, участница многочисленных рекламных кампаний, либеральных социальных проектов, и все же стоит обратить внимание на ее тексты и поднимаемые в ее творчестве острые социальные вопросы.

Песня «Мама» и мощный сопутствующий видеоряд — тот рассказ о домашнем насилии. Рассказ, который нужен нашему обществу. А «Недославянка» с такими строчками как «На земле родной я уже чужой, а на земле чужой еще не родной» и «Суть граждан быть больше чем просто прохожий» — серьёзная попытка размышления о национальной идентичности на постсоветском пространстве.

Ухватив нить модного «брендированного» феминизма, Манижа говорит: «Моя прабабушка была одной из первых женщин в Средней Азии, которая скинула паранджу и заявила, что будет работать. Наверное, это передается на генетическом уровне из поколения в поколение…» В заключении резюмируем: нет, Манижа, это не передается на генетическом уровне, это сделала возможным Советская власть!

Jane Letova