Революции Освобождения — 50

Ровно полвека исполняется Первосентябрьской ливийской революции. Как у всякого революционного процесса, последовавшего вслед за великим российским Октябрем, ливийская революция имеет ряд важных характерных особенностей и черт. Причем, с одной стороны, эти особенности роднят ее с аналогичными ей великими революциями второй половины ХХ века (в первую очередь, с китайской и кубинской, т. е. в Азии и Латинской Америке); с другой стороны, придают ливийскому опыту свою неповторимую специфику и колорит, присущие исключительно арабскому региону. Делают ее особой ветвью освободительного революционного движения на пути человечества к социалистическому переустройству реальности.

Говоря об общем, нельзя не увидеть, что также как революциям китайской и кубинской, революции в Ливии тоже предстояло пройти два важных этапа в своем развитии: национально-освободительный (что крайне характерно для колониальных и полуколониальных стран) и, собственно, социалистический. Причем, В КНР этот переход не без давления Москвы растянулся на долгие семнадцать лет (1949—1966), т.е. до начала Великой пролетарской культурной революции, которую изможденный Председатель Мао завершить к несчастью для Китая не успел, хотя нужным опытом народные низы все-таки вооружил. На Кубе исторический разворот правительства Кастро к социализму и СССР был форсирован угрозой полномасштабной американской интервенции (1959—1961), а потому произошел исключительно быстро и даже стремительно.

Что же до Ливии, то здесь острое желание реальной, а не мнимой независимости, заставило революционное ливийское руководство, и главным образом, конечно же, Каддафи, довести «революцию Аль-Фатех» (революция Освобождения) до ее логического завершения — до перехода к социализму. Освободить не только территорию страны от иностранных военных баз, но и каждого трудящегося индивида от экономической и политической зависимости, сделать их реальными субъектами социально-политического процесса. Вполне закономерно, что именно в данном вопросе — в деле строительства социалистического общества — общее стало неизбежно переплетаться с частным, особенным, и наоборот.

Увлеченный многообразными идеями русского социализма, но более всего — «Государством и революцией», полковник Каддафи принялся преобразовывать традиционное ливийское общество и его институты, одни из которых (государственные) он попросту упразднял, другие (низовые, общинно-племенные) старался максимально приобщить к потребностям нового общественного строя. Провозглашенная Каддафи Джамахирия (по сути, второй этап ливийской революции, начавшийся в марте 1977) была по своей природе ничем иным, как повторением ленинской системы Советов применительно к специфическим условиям арабского региона.

Причем, многие из этих специфических для арабского мира условий (природные ресурсы в руках государства и необычайно развитые институты примитивной племенной демократии, по-новому раскрывшиеся с переходом Ливии к социализму) Каддафи уверенно ставил на службу поступательному движению вперед, что позволило джамахирийской революции добиться на ливийской почве весьма внушительных результатов. В особенности, безболезненно и быстро упразднить традиционные институты электоральной демократии, перейдя к демократии непосредственной, прямой, в чем Ливия времен Каддафи весьма преуспела, в то время как отдельные аспекты ливийской «власти народных масс» еще только требовали своего дальнейшего развития (например, отказ от тейпового племенного сознания; формирование политической нации, как естественного носителя социалистических идеалов, и т. д.).

Сложное переплетение всех этих объективных и субъективных условий сделали ливийский революционный опыт во многом уникальным, особенно, в свете появления и последующего (с распадом СССР) банкротства целого ряда псевдосоциалистических режимов арабского региона наподобие БААС в Сирии и Ираке, и ряда других. Во многом именно данные обстоятельства позволили Каддафи говорить даже об универсальности своего опыта, об особой «третьей всемирной теории» перехода к коммунизму, открытой ливийской революцией, хотя во многих этих опытах и формах мы, естественно, без труда обнаруживаем зримое воздействие бессмертного ленинского учения о государстве-коммуне, о «воюющей партии» (ливийские ревкомы и революционное руководство Джамахирии) и, конечно же, о всеобщем вооружении народа.

Но стоит ли обвинять сегодня бесстрашного революционного полковника Каддафи в претензиях на лидерство, когда это свое лидерство он сполна оправдал собственной и своего народа стойкостью, оправдывая его и теперь — навсегда оставшись примером в пантеоне мучеников революции и социализма.

Накормившая и вооружившая ливийцев, Первосентябрьская революция дала им ту самую убежденность, с которой они порядка девяти месяцев героически и мужественно отстаивали свой суверенитет и право быть Джамахирией — Великой Социалистической Народной Ливийской. Быть маяком, воплощать великую мечту человечества «о коммунизме, безвластии, Городе Солнца».

Станислав Рузанов