О ситуации в России и задачах ОКП
Постановление V-го (совместного) Пленума Центрального Комитета и Центральной Ревизионной Комиссии Объединенной Коммунистической партии «О социально-политическом положении в России и текущих задачах Объединенной компартии»
Двумя важнейшими событиями, определившими внутреннюю социальную и политическую повестку в период, последовавший после предыдущего IV Пленума ЦК ОКП, стали пандемия коронавируса и «конституционная реформа» в России. Причем, оба этих явления находились и продолжают находиться в тесной взаимосвязи, влияли и продолжают во многом влиять на жизнь народов России на современном этапе.
Совершенно очевидно, что общемировой кризис капитализма, не только отягощенный, но и маскируемый пандемией, продемонстрировал народам мира катастрофическую исчерпанность неолиберального проекта, донельзя обострил актуальность выбора между коммунизмом и фашизмом. Причем, вопрос сегодня стоит так: либо последовательное и разумное движение в сторону социализации ряда важнейших ресурсов жизни и современных обществ в целом, либо открытая их фашизация — насильственное сохранение давно себя исчерпавшей социально-экономической модели в интересах подавляющего меньшинства в форме открытой военно-полицейской диктатуры с отбрасыванием даже формальных атрибутов представительного буржуазного демократизма.
Что касается самой Российской Федерации, то здесь симптомы фашизации ее нынешнего политического режима, неоднократно отмеченные на предыдущих Пленумах и Съездах ОКП, в условиях пандемии заметно усилились. Причем, данные симптомы являются не только следствием общемировой тенденции, но и во многом определяются также логикой внутренней эволюции «постсоветского» политического режима в РФ, а также самой его социальной структурой. Ни для кого не секрет, что в самой основе нынешней политической системы лежит вопиющее социальное расслоение, и как следствие, вопиющее неравенство. По самым скромным оценкам специалистов, в современной России порядка 1% граждан обладают более чем 50 процентами всех национальных богатств страны. И это при том, что остальные богатства также находятся в фактической собственности компаний, на словах являющихся государственными, но на деле давно уже выполняющих функции закрытых частных корпораций, во главе которых стоят либо особо приближенные к власти буржуа, либо представители крупной правящей бюрократии.
На фоне тотального отчуждения граждан от собственности — от контроля за распоряжением и распределением национальных богатств страны — число граждан, живущих за чертой бедности, согласно официальной статистике, колеблется от 11 до 20%, а согласно независимым экспертным оценкам, достигает 20 %. Налицо — тотальное имущественное расслоение, которое как раз и является главным источником социальной напряженности и пока только латентного (скрытого) недовольства существующим положением в стране. Ситуация усугубляется также тем, что в условиях вопиющего социального неравенства происходит последовательный демонтаж остатков даже тех куцых институтов демократии, которые были учреждены в России после государственного переворота 1993 года. Апофеозом данного процесса стала т.н. конституционная реформа, по сути легализовавшая на практике такие дикие акты произвола в отношении волеизъявления граждан как растянутое во времени пресловутое «голосование на пеньках» или неподконтрольное никому из граждан голосование электронное. Реформа по «обновлению конституции», преследовавшая, по сути, одну единственную цель — сохранение на неопределенную историческую перспективу существующего жестко персонифицированного режима правления — сопровождалась дальнейшей узурпацией власти представителями наиболее реакционной части российской буржуазии, укреплением диктаторского абсолютистского режима в стране, с лёгкостью сочетающего в себе черты классического «корпоративного государства» с элементами самодержавия.
Отсутствие реальных инструментов влияния на власть посредством выборов или иных общественно-политических институтов, отсутствия всякого общественного диалога (в том числе, диалога общества с властью), правящий режим — чем дальше, тем больше — с лихвой компенсирует нагнетанием нетерпимости и откровенной вражды, развязыванием «точечных» пока репрессий против представителей различных отрядов общественной мысли, воспринимающихся на разных этажах власти в качестве потенциальных конкурентов существующим полномочным представителям Системы. Но нужно четко понимать, что беззаконные репрессии в отношении мелкобуржуазной оппозиции отнюдь не расчищают дорогу «истинной оппозиции» (особенно, в отсутствии единства «несистемного» коммунистического движения страны), а сулят ее представителям на известном этапе еще большие опасности.
В сложившейся ситуации Объединенная Коммунистическая партия не сумела стать активной, организованной силой сопротивления. В числе главных недостатков работы — отсутствие постоянной прочной связи с региональными отделениями, организации общероссийских протестных акций.
Исходя из сложившейся социально-политической обстановки в указанный период, Пленум постановляет:
1. ОКП необходимо продолжить курс на систематическое привлечение различных отрядов коммунистического и левого движения страны к диалогу по вопросу его консолидации не только в вопросах практических, но и организационно-политических. Вопрос о создании в России объединенной подлинно коммунистической партии остается открытым, особенно, в свете углубляющегося социально-политического кризиса режима и необходимости в этой связи донесения до протестных масс подлинно народной, социальной повестки преобразований в стране, а также недопустимости увода протеста в русло смены лиц, но не смены Системы.
2. Представителям ОКП необходимо стремиться участвовать в акциях «общегражданского протеста», где сохраняется возможность агитации и донесения до их участников позиции коммунистов по текущим общественно-политическим вопросам.
3. В условиях фактического запрета на реализацию конституционных прав граждан на проведение публичных мероприятий в форме шествий, митингов и пикетов под предлогом соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, прибегать к иным формам публичного донесения позиции ОКП по текущим вопросам (концерты, собрания и вечера, круглые столы, киноклубы, лектории, дебаты, возложения цветов и проч.). Необходим поиск таких форм публичной работы партии, которые, с одной стороны, являются реакцией на социально-экономическое положение, с другой – которые властям было бы трудно запретить. ЦК ОКП и его Президиуму необходимо объявлять общероссийские акции протеста и проводить их в тех формах, которые наиболее соответствуют сложившимся обстоятельствам; обязательно подводить итоги участия региональных отделений в этих акциях.
4. Учитывая ограниченные возможности участия в федеральных и региональных выборах согласно существующему избирательному законодательству, а также в условиях невозможности организации массового общегражданского бойкота буржуазных выборов, допустить для представителей ОКП самовыдвижение, а при определенных условиях и выдвижение от других зарегистрированных режимом партий, при условии предоставления представителям ОКП возможности донесения программных позиций Партии до избирателя.
5. Президиуму ЦК ОКП продолжить работу по регистрации ОКП в Министерстве юстиции, исходя из того, что регистрация партии не является самоцелью, но расширяет ее возможности в существующей ситуации.
6. В условиях, когда движения по созданию органов реального народовластия советского типа «снизу» по-прежнему не существует, поручить Президиуму ЦК ОКП разработать и представить общественности проект «Концепции радикальной избирательной реформы в РФ», который позволил бы ОКП требовать конкретной демократизации общественно-политического процесса с целью дальнейшего движения общества по пути последовательного демонтажа основ существующего абсолютистского режима в сторону системы народной демократии в стране.
7. Продолжить освещение общественно-значимых событий и юбилейных дат с партийных позиций ОКП на информационных ресурсах партии (партийная печать, интернет-сайты, площадки ОКП в соцсетях и т.д.). Формировать в партийных СМИ не только понимание необходимости организации социально-политической борьбы, но и позитивный образ ОКП как активной силы и участника этой борьбы.
8. Использовать различные формы поиска и привлечения потенциальных сторонников в ряды ОКП с целью укрепления региональных партийных структур и партии в целом.
9. Укреплять связи членов Президиума и секретариата ЦК ОКП с региональными отделениями партии в соответствии с конкретными направлениями их деятельности по линии Президиума и секретариата. Восстановить в полной мере прочный контакт Президиума ЦК с региональными отделениями, включая все формы, такие как: личный контакт закрепленного члена Президиума, видеоконференции секретарей ЦК с региональными отделениями, интернет-беседы и т.п.
10. Президиуму ЦК ОКП проработать меры по укреплению партийной дисциплины и улучшению системы отчетности.
Москва, 5 июня 2021 г.