К годовщине. Первый красный флаг над Россией

Источник: ЖЖ автора

В этот день, 18 (6) декабря 1876 года, произошло знаковое историческое событие в истории России — состоялась первая политическая демонстрация под красным флагом. Её устроили в Санкт-Петербурге народники — участники революционного общества «Земля и воля». Для проведения демонстрации выбрали воскресный день, в который церковь почитает память святого Николая Угодника. В Казанском соборе на Невском проспекте революционеры заказали панихиду в память Николая Гавриловича Чернышевского (что было немного странной затеей — ведь он был в тот момент ещё жив, хотя и находился в ссылке). Это позволило собраться большому количеству людей, как будто бы на обычное богослужение, не вызывая подозрений полиции.

После церковной службы, в первом часу дня, собравшиеся вышли из Казанского собора на площадь. Всего в демонстрации участвовали, по разным оценкам, от 150 до 400 человек. По замыслу, это должны были быть рабочие, но пришло и много студенческой молодёжи, которая даже численно преобладала. Демонстрация продлилась около получаса, речь произнёс землеволец и студент Горного института Георгий Валентинович Плеханов, будущий основоположник русского марксизма. Он напомнил о судьбе Н.Г. Чернышевского и других борцов и закончил словами: «Наше знамя — их знамя. На нём написано: земля и воля крестьянину и работнику!» После этих слов юный рабочий, 16-летний Яков Потапов, поднял над толпой красное знамя с нашитой на нём белыми шёлковыми шнурами надписью «Земля и воля». Так впервые над Россией взметнулся красный флаг... которому через 40 с небольшим лет суждено было стать государственным.

После появления флага в дело вмешалась полиция и начала арестовывать митингующую публику. Отбиваясь, демонстранты стали двигаться к памятнику М.И. Кутузову и далее к углу Невского проспекта. По свидетельству Плеханова, некоторые отбивались от полицейских кастетами, и даже небезуспешно. На помощь полиции поспешили дворники, которым вменялись «охранительные обязанности», мясники, носильщики, лавочники, сторожа и певчие из Казанского собора. Всего полиция задержала 20 мужчин и 11 женщин. Однако почти всем организаторам удалось избежать ареста. Плеханова защитили соратники, закрыв собой. А другого организатора, Александра Михайлова, спас его дорогой костюм, в котором он стоял на площади, оставив пальто в соборе. Полицейские решили, что человек в такой хорошей одежде не может быть революционером...

Из мемуаров народника Осипа Аптекмана: «Любопытно отношение народа к этой демонстрации. Г.В. Плеханов по этому поводу отмечает: «Но именно народу-то, по крайней мере, столичному народу, она и оказалась непонятной (здесь речь идёт о знамени «Земля и Воля»).

— Как же это так, — рассуждали потом на некоторых фабриках, — они хотели земли и воли? Земля-то это так, земли точно надо бы дать крестьянам, а воля-то ведь уж дана. В чём же тут дело? — Вышло, что с девизом «Земля и Воля» мы опоздали, по меньшей мере, на пятнадцать лет. Впрочем, местами в крестьянстве слышались на этот счёт другие отзывы. Живший в Малороссии товарищ рассказывал мне, что раз при нём зашла речь о казанской демонстрации. «Они хорошего хотели, заметил один старик, этого все хотят, нам всем нужна земля и воля». Тот же старик никак не хотел поверить, что революционеров могут преследовать за столь справедливые требования. — «Ничего им не было, утверждал он, просто царь призвал их к себе и сказал: подождите, хлопцы, будет вам и земля, и воля, только не надо об этом кричать на улицах. Вообще, о казанской демонстрации так или иначе заговорила вся Россия».

Либеральная пресса старалась высмеять де­монстрацию. Например, в «Вестнике Ев­ропы» Л.А. Полонский писал: «Мы говорим о попытках к уличным беспорядкам 6 декабря на площади Казанского собора. Это уже не молодость, а скорее какая-то преждевременная старость, с её слепотою, глухотою и озлоблением; это уже не сила, а какая-то немощь, бессилие; и нет тут ни юности, ни логики, ни просто здравого смысла, а видимо, одно утомление, безнадёжность и отсутствие всякой мысли. Если это называть фанатизмом, то такой фанатизм может напомнить нам разве крестовый поход под предводительством козы и гуся».

Кажется, никто ещё не сопоставлял демонстрацию 6 декабря 1876 года с другой, тоже оппозиционной, только не левой, а правой, и как раз либеральной, которая состоялась в СССР столетием позже. По совпадению, это случилось почти день в день. 5 декабря 1965 года диссиденты устроили свою первую демонстрацию в Москве на Пушкинской площади, выйдя в защиту писателей Даниэля и Синявского. И это событие, возможно, помимо сознательной воли многих его участников, стало первым шагом попятного, обратного движения, в итоге которого через 26 лет красный флаг, наоборот, перестал быть государственным... Так что две эти демонстрации, 6 декабря в XIX веке и 5 декабря в веке XX, можно назвать с точки зрения истории «зеркально-симметричными».

Любопытно также оценить итоги этих двух столь противоположных демонстраций в отношении судов и наказаний. В Российской империи: судили в январе 1877 года 21 обвиняемого, из них пятерых осудили на 10-15 лет каторжных работ, 9 приговорили к ссылке в Сибирь и трёх рабочих — к заточению на 5 лет в монастырь (в том числе и поднявшего красный флаг Потапова).

По итогам демонстрации диссидентов декабря 1965 года задержали более 20 человек, но ни один из них (!) не был осуждён, хотя около 40 человек отчислили из учебных заведений. Наверное, это сравнение тоже кое-что говорит об «уровнях свободы» в СССР и Российской империи в соответствующие эпохи... А демонстрация диссидентов 5 декабря с 1965 года после первого успеха стала ежегодной вплоть до эпохи перестройки... Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Александр Майсурян