Доктор Лиза. Суть буржуазной филантропии

Источник

У малоизвестного широким массам поэта пушкинского круга Гнедича есть эпиграмма, которая чётко выражает суть буржуазной филантропии:

 

Помещик Балабан,

Благочестивый муж, Христу из угожденья,

Для нищих на селе построил дом призренья,

И нищих для него наделал из крестьян.

 

Население России скорбело по ней вполне искренне — в капиталистическом мире эгоизма, торжества личной выгоды и наживы, где все решают только деньги, нищему, смирившемуся со своей нищетой, который не может и не хочет бороться, только и остаётся, что надеяться на добрую фею. Эта надежда — один из мощных инструментов удержания раба в его цепях, потому львиная часть киноиндустрии штампует сказки про Золушку, про нашедших клады Иванов-дурачков и создаёт эрзац красивой жизни в каждой подворотне. Филантропия, которой занималась Глинка — это иллюзия для совсем отчаявшихся. Ребёнок болен раком — не думай, пролетарий о том, как вылечить всех больных детей, не думай, почему их не лечат бесплатно, хотя все возможности есть (этак можно и до революции додуматься, тем более, что родители, у которых дети умирают — народ отчаянный), из сотни тысяч больных добрая доктор Лиза выберет 50 и оплатит им лечение. Тем же, кто не выиграл в эту лотерею, она предложит помолиться за успех в угадывании 6 цифр из 49.

Некоторые скажут, что она-де добросовестно заблуждалась. Люди, окститесь! Человек с двумя высшими образованиями просто не имеет права на подобные заблуждения. Работать в насквозь коммерциализированной медицине США и сохранить иллюзии относительно капитализма невозможно. Быть образованным человеком и не знать ничего о марксизме невозможно. Работать с нищими и не знать причин нищеты невозможно. Общаться с олигархами и не знать, сколь мало их интересует что-то кроме наживы, какой мизер они дают от своих состояний на бедных, тоже нельзя. Ее политическая позиция — это был сознательный реакционный выбор. Она обманывала бедных — цинично и сознательно.

Потому несчастные пролетарии — артисты ансамбля Александрова, честные трудяги пилоты, — более достойны народной скорби, чем этот православный Тартюф в юбке.

Журналист Бабицкий посвятил ей панегирик приблизительно такого содержания: «ах, бездушное общество извергло бомжей, ими никто не занимался, а вот доктор Лиза лечила, кормила бомжей».

Либо он искренне заблуждается, либо не знает, что ежедневно на «скорой помощи» в горбольницы попадают десятки бомжей, и врачи за смешные деньги в 25, а санитарки — в 10-15 тысяч рублей в месяц их моют, лечат, кормят, выносят их дерьмо, коего у них больше, чем у обычных людей, и некому за них сунуть в руку врачу пару тысяч или хотя бы принести коробку конфет. Но врачи это делают, ругаются, но делают. И эта будничная работа, и только она, есть причина того, что бомжи ещё не на каждом шагу, крупные города не потрясают эпидемии, и вообще, проблема ещё не создаёт населению особых неудобств. Но почести и премии за результат героической работы врачей по купированию одного из последствий частной собственности получила Глинка, а вся грязь досталась рядовому медперсоналу, к ужинам с олигархами не допущенному.

Папа римский ежегодно моет ноги нищему, согласно традиции, получая почести за показное милосердие, но церковь из года в год поддерживает тот общественный строй, который ввергает в нищету миллиарды людей. Таким людям нет и не может быть никакой веры, благие намерения, даже если они искренни — недостаточны для уважения.

Филантропия, она в принципе идёт по самому лёгкому пути. Проще ежедневно варить бомжам благотворительный супчик, чем бороться за общественную собственность. Проще обрабатывать бомжам гангренозные конечности и давить их вшей, чем построить общество на базе общественной собственности, искоренить социальные корни бродяжничества, организовать такую систему медобслуживания, поднять медицинскую науку на такой уровень, когда гангрена — ЧП районного масштаба.

Те, кто не хотят или не могут освоить диалектику общественного бытия, кто не хочет себя утруждать изучением обществоведения, с радостью хватаются за помощь сирым и убогим здесь и сейчас. Отнёс старые шмотки в детдом — и больше ничего делать не надо, помог как бы. Но им невдомек, что любая благотворительность — это вычерпывание моря ложкой. Пиару много, а толку мало. Население не от большого ума на эту дешевку покупается точно так же, как купился журналист Бабицкий.

Иван Шевцов