Чёрный день календаря

Политический обозреватель сайта «Трудовой России» о подлинных истоках официозного праздника 12 июня, а также о том, «откуда есть пошла» Российская Федерация на самом деле  

12 июня правящий в стране политический класс отмечает тридцатилетие одного из самых одиозных праздников в истории «новой России». Примечательно, что за все годы своего существования этот «праздник», имеющий сомнительную историческую подоплеку и вовсе не имеющий подтверждения в исторической памяти народа, общественного признания так и не получил.

Граждане с трудом припоминают, что именно произошло ровно тридцать лет назад и чаще всего радуются очередному выходному то ли в честь Конституции, то ли в честь «независимости», то ли «народного единства». Отсутствие идеологической мотивации превращает и без того надуманный «красный день календаря» в жестокую пародию на российскую действительность с ее искусственными псевдодемократическими институтами власти и двойной политической и общественной моралью. 

Более того, с позиций сегодняшней политической конъюнктуры (укрепление государственности, поиск «духовных скреп», защита территорий «русского мира» вплоть до возвращения оных в состав России) этот праздник выглядит одним из самых одиозных реликтов эпохи «ельцинизма», от которой действующий президент неизменно предпочитает дистанцироваться. Скажем, распад СССР (согласно президенту Путину – «крупнейшая геополитическая катастрофа» минувшего века) есть закономерное последствие принятой 12 июня 1990-го Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Кстати, именно таково официальное наименование празднуемого с 1992 г. «красного дня» «новой России». Но именно потому, что историческая память народа неизменно окрашивает в негативные тона все, что мало-мальски связано с гибелью СССР, громоздкому наименованию несколько раз пытались придать идеологическую новизну, но всякий раз это заканчивалось неудачей.

В этой связи примечательна незавидная судьба «побратима» этого праздника – «Дня конституции» (12 декабря). Последний тихой сапой лишился своего общегосударственного статуса, стал обычным рабочим днем, перейдя из категории государственных праздников в разряд бесчисленного мартиролога ни к чему не обязывающих «памятных дат». Но с Конституцией все понятно. Из главного завоевания начала 1990-х (вспомним, что вопрос о новой «демократической» конституции в противовес «тоталитарной» советской стал одним из решающих в ходе сентябрьско-октябрьского государственного переворота в 1993 г.) Конституция РФ превратилась в лоскутное одеяло, слабо прикрывающее выстроенный за ее же пределами внеконституционный политический режим в стране. Казалось, что подобная участь должна была бы постичь и самозваный «День России».

Но невзирая ни на что, 12 июня продолжает настырно навязываться массам правящей политической верхушкой страны. И это не удивительно и легко объяснимо. Каждому государству как воздух необходим свой главный, объединяющий, консолидирующий и вдохновляющий праздник. День, который объясняет, откуда пошло и во имя чего существует каждое конкретное государство в историческом пространстве. Какую миссию несет и реализует.

Переродившаяся номенклатура, сбросившая одежды прежней партийной и советской идеологемы и ввергнувшая во имя своего материального благополучия народы страны в институты всемирного рынка, набором новых идей не обладала, и обладать не могла. Потому по возможности попыталась приспособить, как она это часто делала в предшествующие годы, символы прежней советской государственности к новым политическим реалиям. Но всякий раз, как бы сказал Маяковский, выходила «ходулина».   

Так, например, День создания классовой рабоче-крестьянской Красной армии, как непримиримого отрицания традиций и устоев армии царской, стал маловразумительным и абстрактным «днем защитника отечества», слабо дающим представление об истинном событии в этот день произошедшим. Главный праздник Родины на протяжении семидесяти лет подряд 7 ноября – день непримиримого раскола общества, приведшего в итоге к победе эксплуатируемого большинства над угнетательским меньшинством – на короткое время переименовали в «день согласия и примирения», отчего позже пришлось отказаться.

Во-первых, получилась полная нелепица. А во-вторых, согласия и примирения между ограбленным в ходе приватизации собственности и власти большинством и грабящим меньшинством не получалось. Пришлось в срочном порядке искать что-то новое, а главное, объединяющее. И казалось, что такое событие нашли: день освобождения Москвы от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского в 1612 г. решили именовать «Днем народного единства». Но и тут безродных временщиков у власти ждал конфуз.

Историческая правда диктовала отмечать нововведенный «День народного единства» ни много ни мало 8 ноября (26 октября по старому стилю). Но на протяжении предшествующих восьмидесяти лет именно 7-8 ноября страна праздновала свой главный государственный праздник, прочно закрепившийся в сознании нескольких поколений советских людей. Сама история восставала против нечистоплотных временщиков и их идеологической обслуги. И они, как им вновь казалось, нашли выход. Но снова все получилось, как по Черномырдину. «День народного единства» многонациональной страны приурочили к религиозному празднику православных – дню Казанской иконы Божьей матери. Из такого «единства» могли выпасть ненароком целые субъекты многонациональной Федерации: Татарстан, Дагестан, Калмыкия, Тува, не говоря уже об удельной Чеченской республике.

Самозваный «день единства» постепенно хирел, пока возвращение Крыма не вдохнуло в него новое содержание, объединив лидеров думских фракций, крепко взявшихся за руки, на одной трибуне. Но каждый здравомыслящий понимает: подобный союз властной бюрократии недолговечен. А любая дестабилизация такого союза станет грозной проверкой на прочность для всего единства многонациональной страны, растерявшей духовные, а главное, политические мотивы своего единства. 

Главный государственный праздник «День России» ответа на вопрос, как уберечь хрупкое единство народов России от распада никогда не даст. Неуклюже произнесенное президентом Медведевым в 20-летие праздника 12-го июня: «С Днем рождения, Россия!» – самое яркое свидетельство полного идеологического банкротства правящей в России группы, тщетно цепляющейся за искусственные бутафорские символы консолидации нации, но таковыми по факту не являющимися. 

Конечно, прошли те времена, когда на американский манер 12 июня объявляли «Днем независимости России». И это не только потому, что ведомая группой президента Путина Россия рвется войти в институты мирового сообщества «на равных». Все дело в том, что налицо кричащее несоответствие национального праздника американцев и его якобы российского побратима. Североамериканские штаты в кровопролитной гражданской войне отстояли право развиваться самостоятельно от своей метрополии – Британской империи. Кстати, свое право на суверенное развитие народы России также отстояли в ходе не менее кровопролитной Гражданской войны и военной интервенции 1918-1922 гг. В то время как в 1990-м высшее политическое руководство РСФСР в лице ельцинско-хасбулатовского Верховного Совета этот суверенитет фактически растоптало. Вытолкнуло под предлогом обретения мнимого суверенитета и «правового государства» Российскую Республику из Союза ССР прямиком в объятия мирового капитала, похерив тем самым и ее подлинную независимость, и право на особый путь, экономическую и национальную самостоятельность.

Сверх того, американский День независимости (в это день у американцев тоже была Декларация) – это еще и рождение государства США как такового. Чего при самых чудовищных исторических натяжках сказать о Декларации 12 июня 1990 никак нельзя. Российская Федерация со всеми присущими ей институтами государственной власти на момент Декларации 12 июня 1990 года уже существовала и, кстати, продолжает существовать по сей день только с несколько урезанным наименованием.

Дело в том, что в апреле 1992 года название «Российская Федерация» – до того краткое наименование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) – было утверждено президентским указом в качестве основного официального наименования Российской Республики. Но суть от этого не изменилась. И Конституция, и высший орган верховной власти в стране – советский Съезд народных депутатов, и даже герб РСФСР, под которым здание на Краснопресненской набережной Москвы обороняли, а многие из них и погибли, герои 1993-го – все эти атрибуты неизменно опровергают не соответствующий действительности термин «новая Россия», введенный в политический оборот так называемыми «демократами» начала 90-х. 

Только после госпереворота 1993 г. команде Ельцина удалось окончательно ликвидировать советскую вертикаль государственной власти в России, но территориально границы прежней РСФСР не изменились. Следовательно, ни о каком «дне рождения России» применительно к 12 июня говорить не приходится.

Трудно не заместить и другое. Угрожающие территориальному единству Российской Федерации межнациональные конфликты стали прямым следствием насильственной ликвидации советской государственной модели, имевшей высочайшую степень легитимности среди всех народов многонациональной федерации. Празднуя противоестественный «день рождения» России уже тридцатый раз подряд именно 12 июня, правящая группа скрывает очевидное: Российская Федерация в том виде, в каком она подошла к одному из самых трагических своих дней – 12 июня 1990 г. – есть закономерное порождение советского движения народов России, начавшего свое триумфальное шествие в Октябре 1917 г. и завершившегося образованием РСФСР в строгом соответствии с ленинскими Декларациями: «прав народов России» (ноябрь 1917) и «прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918).

Таким образом, пошло драпируя на время главных государственных праздников величественную в своей скромности усыпальницу Основателя Российской Федерации, правящий режим продолжает при этом в прямом и в переносном смысле проедать и эксплуатировать наследие прошлого, им (этим самым режимом) не созданное.

Поиски истоков зарождения Российской Федерации закономерно возвращают нас к судьбоносным дням Великой Октябрьской социалистической революции, и позволяют понять главное. Современный кризис Российской Федерации никакими федеральными округами и полицейскими полпредствами, с одной стороны, равно как и дальнейшей суверенизацией ее субъектов под соусом «честных свободных выборов» с другой, не преодолеть. И неоцаристский унитаризм в одеждах полицейского государства, и буржуазная парламентарно-президентская модель не только не прижились за это двадцатилетие, но они – каждый по отдельности, или даже вместе взятые – сковывают подлинные демократические импульсы, заложенные в само основание Российской Федерации советской социалистической революцией 1917 года.  

Важно понимать, что агония и неизбежный распад авторитаризма, навязанного России в ходе сентябрьско-октябрьского переворота 1993 г., растянутые на целое двадцатилетие, вполне могут подвести черту под существованием самой Российской Федерации, истоки зарождения которой напрямую связаны с вектором прямого, непосредственного народоправства советского типа, возобладавшего на руинах имперской государственности.

Последовательное восстановление этого вектора есть единственно возможный путь водворения социального и национального мира в Российской Федерации, рожденной волей ее народов в те самые исторические дни, которые некогда потрясли мир. Потрясли небывалой прежде вовлеченностью самих народных низов в дело социально-политического и национально-государственного творчества. Вне контекста этого творчества, а, следовательно, вне формата советской модели народоправства ни о каком особом пути России говорить не приходится. 

Артём Корчагин