Белорусский шанс режима?

Начало 2020 года ознаменовалось новой информационной шумихой вокруг так называемого «Союзного государства России и Белоруссии». Тема родившегося еще в середине 1990-х проекта интеграции двух стран приобрела особую остроту в свете тяжелых переговоров между Путиным и Лукашенко по вопросу цен на энергоносители, поставляемые РФ в Республику Беларусь. Однако, буржуазные (и не только) политологи справедливо усмотрели в сложившейся ситуации потуги господствующего класса реанимировать идею «союзного государства» для продления полномочий правящей верхушки, и лично президента Путина, как прямого выразителя ее интересов.

 

Предыстория вопроса

Изначально идея союзного государства России и Белоруссии родилась у группы депутатов Верховного Совета РБ во главе с А.Г.Лукашенко. В сентябре 1993 года, делегация белорусских депутатов, в числе которых был и будущий президент Белоруссии, посетила Москву, и встретилась с представителями депутатского корпуса Верховного Совета РФ. Результатом встречи стало создание рабочей группы из народных депутатов РФ, отправившихся в Минск, для разработки совместных шагов по денонсации договора СНГ. Также в Конституционном суде лежало обращение о незаконности ратификации беловежских соглашений.

Но этим далеко идущим инициативам не суждено было осуществиться. 21 сентября 1993 года вышел пресловутый Указ №1400 о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ.

В 1996 году, прямо перед президентскими выборами, команда Ельцина решила создать ему образ «собирателя русских земель». 2 апреля 1996 года президенты Ельцин и Лукашенко подписали «Договор об образовании сообщества России и Беларуси». За две недели до этого, 17 марта, Государственная Дума, усилями нескольких депутатских фракций, во исполнение результатов Референдума о сохранении СССР, денонсировала беловежские соглашения, признав их не имеющими юридической силы.

Название объединения двух стран менялось, сначала «сообщество», затем «союз», и наконец «союзное государство». Но неизменным оставалось одно: противодействие реальному объединению со стороны властных группировок как России, так и Белоруссии. Дело дошло до того, что в 1999 году даже президент Югославии Слободан Милошевич изъявлял желание присоединиться к Союзному государству. Парламенты непризнанных Абхазии и Южной Осетии стали постоянными наблюдателями при Парламентском Собрании Союза России и Белорусии. О планах на вступление в союзное государство говорил тогда и президент Молдавии  Владимир Воронин.

В конце 1990-ых идея подобной возможной «мягкой федерации» привлекала и самого Лукашенко, имевшего все шансы стать главой этого нового государства. Его поддержка среди как россиян, так и белорусов, на фоне старого и больного Ельцина, была чрезвычайно высока. Но с приходом к власти Владимира Путина даже помышлять о подобных планах уже было бессмысленно.

 

Единство: грабителей и ограбленных?

Но вот, в 2019 году Кремль внезапно вспомнил о «Союзном государстве» и стал давать понять Минску, что было бы неплохо двигаться в направлении более тесной интеграции. В ответ президент Лукашенко выступил с довольно резкими комментариями, дав понять, что он не допустит поглощения республики Российской Федерацией.

Более того, как бы в пику Кремлю Лукашенко идет на сближение с Западом:  принимает в Минске госсекретаря США Майка Помпео, и говорит, ни много ни мало, а о сближении Белоруссии и Соединенных Штатов!

Между Москвой и Минском начинается конфликт по вопросу цен на энергоносители. Суть разногласий предельно проста: господствующий класс РФ, сильно пострадавший от западных санкций, выбрал слабое звено – Республику Беларусь. Ей было предложено платить за 1 баррель нефти на 12 долларов больше, даже по сравнению с другими европейскими покупателями российской нефти. На это белорусский президент ответил отказом, справедиво предложив установить для Белоруссии такие же цены, как и для российских регионов. Ведь мы же «Союзное государство», и идем к долгожданному объединению, не так ли?

Но, как показывает многовековая история капитализма, любые формы союзов и межгосударственного «сотрудничества», инициируемые капиталистами, всегда, так или иначе, преследовали цели наживы, ограбления трудящихся и продвижения своих шкурных интересов.

В чем смысл нынешней попытки Кремля реанимировать идею более тесной интеграции России и Беларуси, добиться создания единого государства? Смысл прост: поглотить Беларусь, сделав ее богатства лакомым куском для российских олигархов.

Попутно решается задача так называемого «транзита власти» в РФ. Появись новое, реальное российско-белорусское государство, понадобится новая Конституция, новый президент, и так далее. Чем не шанс для Путина «продлить» свои властные полномочия, только уже в качестве главы «нового» государства?

Случись это, Белоруссию будет ожидать масштабная приватизация государственной собственности по российским лекалам. Кстати, и ползучая декоммунизация. Тоже по российскому образцу.

Конечно, не хочет терять власть и Александр Лукашенко. Становятся объяснимыми его попытки сблизиться с Западом: ведь Кремль своей жадностью, желанием поставить на колени эту республику, чуть ли не пинками вталкивает ее в объятия «геополитического противника».

История с пока неудавшейся попыткой Союзного государства России и Белоруссии, не говоря уже о существующих форматах интеграции на постсоветском простанстве (ЕвразЭС, Таможенный союз, ОДКБ и пр.) все явственнее ставит перед российскими коммунистами неизбежный вопрос: а всякие ли межгосударственные объединения бывших советских республик на пользу пролетариям РФ, и тех самых стран, которые объединяются?

Опыт последних лет указывает на то, что попытки выстраивания экономических, политических и военных союзов между буржуазными странами постсоветского пространства оборачиваются еще большим закабалением трудящихся, но никак не их сплочением.

Они в таком  случае подпадают под двойной гнет, как «своих» капиталистов, так и буржуазии тех стран, с которыми выстраиваются подобные союзы. 

В России эти процессы усугубляются еще и тем, как умело манипулирует просоветскими настроениями населения услужливая официальная пропаганда. И вот некоторые корыстные интересы российской власти уже выставляются пропагандистами Кремля чуть ли не «восстановлением СССР»!

А это, в свою очередь, сплачивает ограбленный народ вокруг «национального лидера»,  повышая тому и без того раздутый уровень поддержки .

Ведь для коммуниста в идее Советского Союза всегда первичен экономический базис, а не просто объединение стран, безразлично на какой основе, и с каким общественным устройством.

Иначе говоря,  в чем состоит существенная разница между территориальными присоединениями и объединениями на капиталистической и буржуазной, или на пролетарской и советской основе? 

 

Пример советской федерации   

Широко известно, что Союз Советских Социалистических республик явился детищем Великой Октябрьской революции, триумфального окончания Гражданской войны и иностранной интервенции.

Народы бывшей Российской Империи, сделавшие свой советский социалистический выбор в ходе кровопролитной войны и лишений, выразили свое  стремление к единству сами.

30 декабря 1922 года, полномочными представителями Съездов Советов России, Белоруссии, Украины и Закавказской Федерации, были подписаны Договор и Декларация об образовании СССР. Воля трудящихся масс нашла свое выражение в возникновении союза советских республик. И не путем интриг, верхушечных переговоров, территориальных захватов и завоевательной политики. Основой для единства послужил советский проект, понятый и принятый подавлящим большинством наций и народностей нашей страны.

Советская Россия предложила народам бывшей царской России новую совместную жизнь, на справедливых, равноправных и свободных условиях. Таков был основной принцип ленинской национальной политики.

Не потому ли господствующий класс необуржуазии, да и сам его «гарант», президент Путин, испытывает такую зоологическую ненависть к основателю Советского государства, Владимиру Ильичу Ленину?

Ведь именно Ленин явился автором, отцом–основателем федеративного устройства России, изначально предусматривавшего широкие права и равные возможности для всех субъектов союзного государства.

А что может предложить нынешняя капиталистическая Российская Федерация хотя бы своим собственным народам, не говоря уже о народах стран-соседей?

Ответ очевиден.

Элмар Рустамов