12 апреля. Памяти подвига

Снова апрель. Снова круглая дата — 60 лет полета первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Советского космонавта. И снова заголосят, и выстроятся к памятникам, бюстам, памятным доскам представители разных администраций — от президентской до муниципальных. 

12 апреля 1961 года первым в космосе оказался советский старший лейтенант. Для любителей говорить о том, что все достижения советской власти – это слезы, кровь и пот бесправных советских людей, кратко откроем историю большого пути одного из этих советских людей, Юрия Гагарина.

Итак, в 27-летнем возрасте он — первый человек в Космосе.  Из какой же он семьи? Для незнающих сохраним на время интригу и расскажем, кем были первые астронавты США — вечного оплота антисоветчины.

В США первых астронавтов, как ни странно, двое. Дело в том, что Алан Шепард пилотировал капсулу, которая была выведена на высоту 180 км, что уже считается космической высотой, но не совершил полета вокруг Земли, а вручную опустил аппарат в заданный заранее квадрат. Это считалось прыжком в космос. (Королев сразу отмел такую задачу, покорением космоса считал исключительно облет вокруг планеты.) А вот Джон Гленн — это уже полноценный полет вокруг земного шара на космическом корабле.

Алан Шепард родился в ноябре 1923 года в семье подполковника и совладельца местного банка, выходца из Британии.  После окончания начальной частной школы продолжил обучение в частной академии, попечителями которой с основания академии являлись члены его семьи (люди далеко не бедные, связанные с миром финансов).  Для получения нашивок летчика Алан брал частные уроки, а после повышения квалификации (что тоже в капстране происходит на частной основе) получил отличный аттестат и поступил в отряд истребителей. Нет, это не умоляет его личных заслуг как способного и активного человека, но говорит о том, что к способностям необходимым приложением являются финансовая поддержка и социальное происхождение.

Джон Гленн. О нем сведений гораздо меньше. Известно, что его отец имел водопроводный бизнес в штате Огайо, в Кембридже, где в 1921 году и родился будущий астронавт. После обучения в частных начальной и средней школах поступил в колледж, разумеется, на частной основе, и получил степень бакалавра.  И его заслуги неумолимы — с 1943 года он принимал участие в боевых действиях, совершил 59 вылетов над Маршалловыми островами.

Юрий Гагарин — происхождение рабоче-крестьянское. Дед — рабочий Путиловского завода в Петрограде.  Родился Юрий в деревне Клушино (сейчас это Смоленская область). Отец, Алексей Иванович — плотник. Мать Анна Тимофеевна — работница молочно-товарной фермы.  В 1941 году, в сентябре, хотя уже шла война, открылась, как обычно, школа и Юрий пошел в первый класс. Школа не частная, народная, бесплатная и обязательная. Но именно в этот день разнеслась весть, что фашисты уже в Вязьме, совсем рядом. Занятия в школе были остановлены.

Гагарин вспоминал этот день и как самый незабываемы в своей жизни и, может быть, знаковый. Над деревней пронеслись два самолета с красными звездами — «ЛАГГ» и «ЯК».  Первый был подбит, тянул из последних сил к болотцу за селом. Летчик второго самолета не оставил раненного товарища, приземлился неподалеку. Мальчишки побежали к болотцу; там впервые увидел Юрий ордена на гимнастерках летчиков и понял, какими подвигами завоевываются они.  Колхозники приглашали летчиков ночевать в деревню, каждый рад был приютить их у себя. Но они остались ночевать возле своих машин. Мальчики тоже остались с летчиками до утра, до их отлета.

Вскоре в деревню вошли германские войска. Дом Гагариных фашисты заняли под мастерскую, а семью с малолетними детьми выставили на улицу. Полтора года, до освобождения в 1943–м деревни советскими войсками, семья жила в землянке с печкой, размером с вагонное купе.

После победы семья переехала в Гжатск, где Юрий окончил 6 классов и поступил в Люберецкое ремесленное училище. Получил профессию формовщика-литейщика. Параллельно продолжал учиться в школе рабочей молодежи. Аттестат получил отличный. Поступил в Саратовский индустриальный техникум. Во время учебы в техникуме начал заниматься в Саратовском аэроклубе ДОСААФ СССР. Научился летать и совершил, еще учась в техникуме, 196 полетов.

В 1955 призван в армию и направлен в Оренбургское лётное училище. Через два года окончил его с отличием и продолжил службу под Мурманском.

В 1959 году начался набор в первый отряд космонавтов. Решено было отобрать 20 человек для полета на космическом корабле «Восток-1». 9 декабря 1959 года Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой о зачислении его в группу подготовки космонавтов. В начале 1960 года после двух медкомиссий старший лейтенант Гагарин признан годным для полетов в космос и зачислен в отряд подготовки. В марте 1961 года он назначен командиром первого отряда космонавтов.

Маленькое отступление. Тренировками отряда руководил летчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай. Эти сведения есть в Википедии, многим должны быть известны, но боюсь, молодежь не часто ищет подробности биографии советских героев. Поэтому упомяну здесь. Та самая известная фраза «Поехали», вошедшая и в знаменитую песню — она совсем иной смысл носила, особый, для посвященных. Дело в том, что, когда во время тренировок кто-то из космонавтов занимал место в испытательном «шарике», Галлай командовал: «Поехали», и испытания запускались. Команда стала неотъемлемой частью будущего полета. Сам же Галлай не стал себе авторство приписывать и рассказал, что так начинал тренировочные полеты инструктор в аэроклубе, где еще до войны он учился.

Итак, в конце марта Гагарин назначен командиром отряда, и, следовательно, всем стало ясно, что  первым в космосе будет именно он, сын крестьянина, внук рабочего, молодой человек, не перешагнувший 30-летнего рубежа,  перенесший тяготы войны,  знающий, что такое рабочая профессия и труд для блага Родины.

Между прочим, критерий отбора американцев в подобный отряд кардинально отличался. Кандидат в астронавты должен был иметь степень бакалавра (не меньше), возраст — от 25 до 40 лет включительно, трехлетний опыт работы в области математики, физики, биологии или психологи...

Подготовка к первому полету в космос человека Земли шла и у нас, и у американцев, полным ходом. Были сведения, что полет в США назначен на 20 апреля 1961 года. Потому было принято решение совершить запуск советского корабля в период между 11 и 17 апреля. Это имело принципиальное значение. Страна социализма обязана быть первой. Мы начали позднее свой технический разбег. После индустриализации нас отвлекла война. Мы единственные смогли остановить полчища капиталистов-фашистов, очистить от них свою землю, загнать в логово. Восстанавливая полстраны, мы помогали и европейским странам, присоединяющимся к социалистическому пути. В то же время полным ходом развивалась наука, строились реактивные самолеты, люди стремились мыслью в будущее. Полет в космос должен был стать торжественным аккордом в гимне такому труду и подвигу. Мы должны были стать первыми!

8 апреля 1961 года закрытая Комиссия по пуску космического корабля «Восток-1» утвердила первое в истории человечества задание на космический полёт: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта». Подписано задание Королевым С.П. и Каманиным Н.П.

Это сегодня мы привычно говорим о том событии. Надо же просто представить, насколько невероятным было оно, сколько могло случиться непредвиденного, ведь дорога пионеров всегда опасна. И, хотя задание было рассчитано на сутки, системы жизнеобеспечения корабля были рассчитаны на десять суток. Могло случиться всякое — Гагарин шел в неизвестность. Корабль мог потерять связь с Землей, поэтому и была задана именно эта высота. На этой высоте в любом случае, испытывая естественное торможение о верхние слои атмосферы, корабль сошел бы с орбиты и вернулся  на Землю. Подумайте, какое задание шел выполнять молодой советский человек!

Где сейчас, в какой стране остался тот наш космодром Байконур, которым гордился огромный Советский Союз! А тогда в стремлении к звездам мы были едины. Именно с Байконура стартовала 12 апреля в 9 часов 7 минут по московскому времени ракета-носитель «Восток» и приступила к поэтапному выполнению заданных действий. На первом этапе и прозвучал голос Гагарина: «Поехали!».

Первые этапы были отработаны безукоризненно, но на завершающем, когда должны были выключиться двигатели 3-й ступени, произошел сбой. Двигатели отключились только когда ракета вывела корабль на высоту, превышающую заданную на 100 км. На этой высоте уже естественное торможение и приземление могло растянуться, в случае неудачи, на 20-50 суток. Такого поворота событий никто не ожидал. Жизнь Гагарина была в опасности.

Во время полета Гагарин проводил простейшие эксперименты, из которых все-таки можно было сделать выводы для последующих полетов: принимал пищу, воду, производил действия, которые помогли обратить внимание на мелочи, ране не предусмотренные. Например, сделав запись в блокноте Гагарин заметил, что карандаш начал отдаляться от него — значит, предметы лучше в полете привязывать.

А о чем же говорили записи Гагарина? Он наблюдал первым из людей землю из Космоса — горизонт, радугу от поверхности Земли, леса, горы, войдя в полосу тени — звезды.

Полет был испытательным. Испытывались все системы технические. Но в первую очередь — как человек будет вести себя в непривычных условиях. Психическое состояние человека на земле могло резко отличаться от состояния того же человека в космосе.  Могла возникнуть паника в случае непредвиденных явлений. Поэтому корабль был так устроен, что ручное управление было невозможно без вскрытия заготовленного конверта с задачей, решение которой открывало код для разблокировки ручного механизма управления полетом.  И действительно, нештатная ситуация произошла. На входе в плотные слои атмосферы капсула не сразу преодолела барьер. Перегорели кабели, и 10 минут беспорядочно кувыркалась капсула со скоростью 1 оборот в секунду, а Гагарин решил не пугать Королева, сообщение о ситуации он передал условным выражением. То есть, это был и сигнал, что психика космонавта в порядке.

Когда спускаемый аппарат отделился от приборного отсека, произошла новая опасная ситуация.  Гагарин катапультировался на высоте 7 км. Спуск происходил на парашюте, в скафандре. Клапан скафандра, через который должен был поступать наружный воздух, сработал не сразу. Какое-то время Гагарин испытывал проблемы с дыханием.  Еще одной неожиданностью стала возможность приземлиться в холодную Волгу. Тут Гагарину помог опыт предыдущей работы и тренировок. Только управляя стропами он смог отвести парашют от реки и приземлиться в 2-х километрах от берега.

Полет Гагарина стал радостным событием не только для советских людей. Всё человечество считало его своим посланником в Космос. Потому ликовал весь мир, люди всей Земли. Сам же Гагарин совершенно искренне говорил, что он лишь выполнил то, что поручил ему народ, его подвиг — заслуга каждого советского человека. Это труд крестьянина, кормившего страну хлебом, шахтера, добывавшего руду, сталевара, ученого, сборщика, конструктора, машиниста метро... Без общего труда, без коллективного усилия, направленного на покорение великих задач, невозможен был бы этот полет.

И когда сегодня руководство страны, уничтожающее память о советском, торопится присвоить себе подвиг миллионов людей советской страны, хочется напомнить им, что они — враги советского, а не преемники.

В нашем городе есть улица Гагарина. Пройдитесь по ней — и вы поймете истинное отношение к имени и подвигу великого человека и великой страны. Ухабы, отсутствие асфальта, помойки, разбитые фонари, молодежь, слоняющаяся в поисках занятия... Вместо занятий в аэроклубах! Нет, аэроклуб существует. Но доступ в него имеют исключительно состоятельные члены капиталистического общества.  И что-то не видно среди выходцев из этого слоя новых Гагариных. Где они? Может, машинист метро, задавленный теперь подневольным трудом, не направил энергию своей мысли к звездам?  О чем думает шахтер? О звездах и покорении иных миров? Или о том, чтобы выйти живым на поверхность и сохранить здоровье на несколько лет, чтобы успеть поднять детей до того как они найдут себе пропитание в этой чужой, отнятой у их стране?!

Автор — координатор «Трудовой России» в Рыбинске

Елена Заборина