«Дорожная карта» ОКП

Тезисы к проекту «дорожной карты» перехода страны от государственно-олигархического капитализма к формам «народной демократии» как преддверия социализма

Не является секретом, что правящий в стране политический режим переживает глубочайший системный кризис. Все предпринимаемые попытки по его сохранению (такие как недавнее «общероссийское голосование»), направлены на косметический ремонт системы без изменения главного — сформировавшегося в стране государственно-олигархического капитализма. С этой целью производится дальнейшая консервация реакционной политической системы власти и наиболее отсталых, паразитарных форм экономики, ориентированной на обогащение избранных. Вполне очевидно, что дальнейший кризис режима — будь то в форме относительно длительного его разложения и деградации, будь то стремительного распада — вполне может поставить, и фактически уже ставит, вопрос о самом существовании Российской Федерации как много национального государства, возникшего в результате русской социалистической революции 1917 г. и «переформатированной» экономически и политически в ходе контрреволюционного процесса 1987-1993 гг.

Отдавая себе отчёт в исторической ответственности за сохранение территориальной целостности РФ как будущей Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также для решительного предотвращения спонтанной войны всех против всех как неизбежного следствия политики нынешних антинародных властей, коммунисты обязаны предложить обществу проект собственной «дорожной карты» — проект мероприятий по переходу страны от режима «государственно-олигархического капитализма» к реальной демократизации России, к режиму «народной демократии» как преддверия социализма.

1) Коммунисты обязаны неустанно разъяснять, что никакие буржуазные выборы не смогут изменить сложившуюся систему власти, до тех пор, пока сам народ не будет систематически искать формы и способы самоорганизации на местах, посредством которых сами граждане могли бы формулировать, выдвигать, навязывать, а при необходимости и отстаивать собственные требования. Идеальной формой такой самоорганизации были бы местные народные собрания (советы) вплоть до их Всероссийского съезда, которые могли бы и должны стать формой широчайшего народовластия в России. Более того, если массы будут спаяны централизованной, исключающей всякую анархию и стихию структурой Народных собраний в центре и на местах, — то они смогут побороться за реальную легитимность с чиновниче-бюрократической «вертикалью», так, как это уже имело место быть однажды в нашей истории в условиях «двоевластия», и к чему нас неизменно обращают опыты истории современной.

2) Не позволительно загонять требования демократизации общества исключительно в рамки буржуазно-демократического процесса. Вот прочему, категорически не отгораживаясь от временных союзников и попутчиков по «общедемократическому движению», коммунисты вместе с тем, обязаны иметь собственную в нем повестку — «программу-минимум» для участия в любых тактических союзах и коалициях. 

Таким основным требованием переходного периода вполне может стать не просто полная реализация буржуазных конституционных прав, декларируемых нынешним основным законом страны (требование формального буржуазного равенства нас интересует исключительно как трамплин для более глубоких социально-политических преобразований), но широкая конституционная реформа в стране.

Основой данной реформы должно стать упразднение не оправдавшего себя Федерального собрания РФ (Совет Федерации и Государственная дума). В случае если апогеем самоорганизации и политического пробуждения масс станет формирование системы народных собраний снизу доверху, то структуры Думы должны быть заменены структурами реального народовластия в форме Всероссийского съезда народных собраний (Всероссийского съезда Советов). Низовой основой Съезда станут местные (региональные) народные собрания, делегирующие (избирающие) своих представителей на Всероссийской съезд, собирающийся не реже 2-х раз в год. В промежутках между Съездами, депутаты (делегаты) Всероссийского съезда народных собраний выбирают Исполком (Президиум), функционирующий исключительно в промежутках между съездами и формирующийся из числа его делегатов. Всероссийской съезд — орган высшей политической власти в России формируется на непрофессиональной основе и призван преодолеть парламентарное разделение на законодательную и исполнительную власть. Институт президентской власти упраздняется.

3) В том случае, если самоорганизация масс в центре и на местах не стала повсеместной, конституционная реформа может быть произведена в несколько этапов. При этом их содержание остается прежним – максимальное преодоление парламентарно-президентской республики с переходом к системе широчайшего народного самоуправления («народной демократии»). Так, первый этап конституционной реформы может включать в себя возвращение к «нулевому варианту» — признание исторически и юридически незаконным (без всякого срока давности) президентского Указа 1400 от 21 сентября 1993 г., как повлекшего тяжкие последствия для государства и народов России. В этом случае, нелегитимное, сформированное на основе грубейшего нарушения прав и свобод граждан в ходе государственного переворота сентября-октября 1993 г., Федеральное собрание упраздняется, уступая место вновь созванному Съезду народных депутатов РФ, который призван всячески способствовать самоорганизации масс снизу доверху.

Широкий народно-демократический форум в лице Съезда народных депутатов естественно не должен быть слепой калькой с «горбачевского» СНД 1990-1993 гг. К примеру, полностью отпадает надобность в парламентарной надстройке над Съездом в лице избираемого его депутатами Верховного Совета и, по сути, подменяющего собой сам Съезд. Выборы в СНД следует проводить исключительно по одномандатной системе (без партийных списков) при условии равных возможностей для каждого из кандидатов.

Максимальная прозрачность процедур избрания и осуществления депутатской деятельности возлагается на избирательную комиссию, формируемую из числа самих депутатов Съезда. Последняя таким образом, автоматически превращается из неповоротливого сверхбюрократизированного министерства в нынешнем ее виде в один из отделов Президиума Съезда, осуществляющего свою деятельность в перерывах между его созывами и подотчетного, опять же, строго СНД.

Численность Президиума вполне могла бы быть определена самим Съездом, а сам Президиум являть собой образец компактного и мобильного правительствующего органа, под контролем которого, помимо избирательной, должны быть сформированы ряд комиссий (отделов или бюро), ведающих основными направлениями народно-хозяйственного и национально-государственного строительства.

Правительство министров-капиталистов в нынешнем его виде должно быть упразднено, став подотчетным Президиуму отделом, пусть и с несколько более широкими функциями, нежели все прочие сформированные Съездом и его Президиумом структуры власти.

Председателя Президиума, как высшее должностное лицо, вполне можно избирать наряду с президиумом самим Съездом (или только Президиумом с учетом рекомендации СНД). Вся власть на местах передается региональным Съездам и их Президиумам.

Основным требованием второго этапа конституционной реформы является упразднение института президентской власти в России на вечные времена.

Одновременно с упразднением президентства, второй этап конституционной реформы включает подготовку и утверждение новой Конституции, призванной отразить «народно-демократический» характер государственности переходного периода, как преддверия государственности социалистической.  

4) Широкие политические реформы должны быть подкреплены постепенной сменой экономического вектора развития. В его основе неизменное требование – последовательная дебюрократизация (демонополизации власти) и социализации экономики, т.е. в интересах всех граждан, и в первую очередь, трудящегося большинства страны.

Национализация топливно-энергетического комплекса и всех природных ресурсов — неотъемлемая составляющая конституционной реформы, позволяющая гражданам через систему народных собраний (Советов) осуществлять тотальный контроль «снизу» над распоряжением природных богатств, доходами от их продаж, и проч. — и вплоть до формирования местных (региональных) бюджетов. Также необходимо говорить о поощрении индивидуальной трудовой деятельности, не содержащей в себе элементов эксплуатации наемных работников и способствующей повышению экономического, культурного и социального творчества «снизу».

Кроме того, ряд мероприятий переходного периода в области экономической (такие как переход к 35 часовой рабочей неделе, установление размера минимальной зарплаты, отмена косвенных налогов и др.) уже определены Программой Объединенной Компартии (см. раздел V Программы ОКП), в качестве первоочередных при выводе страны из капиталистического тупика на путь социалистического развития.

Отдельным и важным пунктом повестки переходного периода должен стать вопрос о пересмотре итогов приватизации в России, формы и границы которого вполне могут быть определены новыми высшими органами государственной власти, сформированными в результате конституционной реформы. 

5) Важным направлением конституционной реформы и переходного этапа как такового является водворение национального мира, важнейшее условие которого — восстановление принципов реального социалистического федерализма в России в форме социалистической федеративной советской республики. Последнее подразумевает: разработку и заключение обновленного федеративного договора («Декларация прав народов РСФСР»), гарантирующего гражданам федерации такие базовые условия как наделение ее субъектов равными правами в финансово-экономической и социально-культурной сферах; свободу экономического и социально-культурного сотрудничества; свободного пользования языками народов федерации во всех сферах государственной и общественной жизни, и т.д.; неукоснительное следование ленинским принципам национальной политики в области практического взаимодействия народов Российской Федерации, их социально-политического и национально-культурного сотрудничества и взаимодействия.

Утверждено 29 сентября 2020 г.

Президиум ЦК ОКП